В 2020 году минэкологии Татарстана выявило 270 нарушений в сфере охраны атмосферного воздуха. Все, кроме одного, были устранены, виновные — оштрафованы на 583 тысячи рублей. Замминистра Айрат Шагипов заявил, что причиной большинства нарушений стал транспорт и производства, не контролирующие соблюдения нормативов.
В крупных промышленных городах — Казани и Нижнекамске — 10 лет работают системы сводного расчета загрязнения воздуха. Они передают данные о фоновом загрязнении, потенциальных источниках выбросов, определяют зоны с неудовлетворительным качеством воздуха. Еще есть 16 стационарных станций, следящих за качеством воздуха, 6 передвижных лабораторий.
Несмотря на это, число жалоб от населения только растет. Недовольны не только рядовые граждане: депутат Госсовета и гендиректор ООО «Тепличный комбинат „Майский“» Ильшат Ганиев заявил, что минэкологии давно установило на предприятии систему для определения чистоты воздуха. Получить собранные им данные Ганиев не может даже после обращения к министру экологии.
«Может, это секретные данные, не знаю. Но сейчас Осиново поднимает эти вопросы, тем более там будет строиться мусоросжигающий завод. Поэтому обстановка просто нехорошая», — заявил он. По его словам, «Майский» установил на своей территории «американскую систему определения чистоты воздуха». С пятницы по воскресенье она показывает, что нельзя даже «форточки открывать».
«Потому что там показывает больше 80 миллиграмм на кубометр воздуха вредных веществ. Может, мы какую-то информацию населению все же дадим? Я депутат, и ко мне идут и говорят: «Вы приняли решение строить завод, а мы дышим таким воздухом. А что будет после пуска МСЗ?», — заявил Ганиев, добавив, что люди должны знать о существующем положении дел.
Шигапов признал, что в обществе есть напряженность из-за качества воздуха. Минэкологии даже рассматривает возможность установки стационарного поста на улице Беломорской в Авиастроительном районе Казани. Впрочем, исходя из ответа чиновника, люди не узнают о собранных им данных, потому что эта информация может быть «неправильно прочитана жителями».
Поэтому было принято решение: эта информация будет доступна только природоохранным органам. Депутаты все же предложили оборудовать станции дополнительными функциями, которые бы показывали данные для населения. Тем более, что устанавливать ее будут на бюджетные деньги. Парламентарии заявили, что это бы помогло снизить напряженность в обществе.
Представитель минэкологии обещал рассмотреть эту возможность. В то же время Шигапов заявил, что установленная на территории «Майского» система в отличие от американской загрязнения воздуха не обнаруживает. «Относительно той информации, которая поступает с вашего датчика, готовы рассмотреть, обменяться данными, потому что по нашим данным превышений нет», — ответил он Ганиеву.
Начальник отдела государственного экологического надзора Волжско-Камского межрегионального Управления Росприроднадзора Кадрия Хисматуллина рассказала, что источником зловония, на которое не раз жаловались жители поселков Самосырово, Клыки, Вознесенское, микрорайонов Азино и Горки, стал мусорный полигон «Восточный».
«В настоящее время проверкой было установлено, что эксплуатация полигона не обеспечена качественным уплотнением отходов», — заявила Хисматуллина. По ее словам, ведомство провело административное расследование: материалы направлены в суд, который определит будущее эксплуатации полигона. Однако на этом проблемы с воздухом на юго-востоке Казани не заканчиваются.
На заседании сообщили, что восточный ветер приносит на проспект Победы невыносимый запах от Жирового комбината в селе Усады. Впрочем, станция минэкологии, расположенная в районе Деревни Универсиады, и этого не «почувствовала». Как и не нашла превышений концентрации специфических для этого производства вредных веществ.
Парламентарии заявили, что вопрос этот стоит давно и упирается в отсутствие нормативов по запахам, которые могли бы быть прописаны в законодательстве. Депутаты заявили, что проблема поднималась не раз, но так и не была решена. Что удивительно, ведь кому как не парламентариям пристало исправлять законодательство.