На конец 2018 года в России с диагнозом ВИЧ жили более 1 миллиона человек, умерли 20 597 инфицированных жителей страны: смертность от заболевания за год выросла на 2,2%. Тогда татарстанские активисты обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой обратить внимание на «катастрофическую ситуацию с распространенностью ВИЧ» на юго-востоке республики.
Больше всего заболевших было в Бугульминском, Альметьевском и Лениногорском районах, а также в Казани и Набережных Челнах. При этом Татарстан не входит в число регионов страны с высокой распространенностью инфекции. В республике этот показатель составляет 0,3% — в 2 раза ниже среднероссийского. На 1 ноября 2018 года в регионе зарегистрировали 22,2 тысячи ВИЧ-инфицированных. Спустя семь месяцев — свыше чем у 24 тысяч человек.
Хотя снижение заболеваемости отмечалось в республике четыре года подряд, а выявляемость с 2002 года выросла в 4,5 раза, мэр Казани Ильсур Метшин заявлял, что относительно спокойная ситуация не должна расхолаживать. «Поводом для размышления служит факт, что если раньше новоинфицированные были наркоманами, то сегодня ситуация изменилась», — говорил он. По официальным данным 85% зараженных — люди трудоспособного возраста.
Согласно общей статистике, 66% заболевших — мужчины. 79% от общего числа ВИЧ-инфицированных это люди в возрасте от 20 до 40 лет. Консультант проекта «Тест на ВИЧ 2020» Андрей Амиров рассказал Inkazan, что женщины обследуются чаще, чем мужчины. При том что последние тяжелее болеют и раньше умирают. Охотнее всего тестируется молодежь и люди старше 50 лет.
«К сожалению, плохо тестируются самые пораженные группы — это люди около 40 лет. Чаще всего именно среди этой возрастной группы выявляются положительные больные», — сказал эксперт. Уполномоченный по правам человека в Татарстане Сария Сабурская заявила, что «определенная стигма и дискриминация не всегда направляет граждан в медучреждения». «Узнать о статусе боится не только сам человек, но и окружающие его люди», — считает она.
Замминистра здравоохранения России Олег Салагай, находясь в Казани, признал, что без некоммерческих организаций профилактика ВИЧ является сложной задачей — государству она не под силу. Такой же позиции придерживается и заместитель премьер-министра Татарстана Лейла Фазлеева. Она заявила, что «ключевыми позициями в профилактике являются настороженность населения и заинтересованность всех структур в результате работы».
В 2019 году появилось исследование Международной коалиции по готовности к лечению, где указывалось, что Татарстан два года подряд не закупал лекарства для ВИЧ-инфицированных. Но республиканский минздрав опроверг это, сообщив, что, наряду с минздравом РФ, проводит закупки препарата за счет бюджета республики — все больные лекарством обеспечены. В этом году центр «СПИД» в Татарстане похвалили за профилактику среди населения.
Социолог Искандер Ясавеев заявил Inkazan: самое очевидное подтверждение, что стигматизация никуда не делась в том, что людей, открывающих свой положительный статус, в республике практически нет. «Все живут в тени этой стигмы. Я надеюсь, что какое-то влияние оказал фильм Дудя, появившийся в этом году. Но изменения должны быть со стороны власти. Здесь никаких шагов нет», — считает социолог.
По мнению Ясавеева, Россия — авторитарная страна, живущая в условиях автократии: простой встречи и разговора президента с ВИЧ-инфицированными было бы достаточно, чтобы убрать большую часть негативного отношения к инфицированным. Но этого не происходит.
Главврач ГАУЗ «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД» Нияз Галиуллин заявил Inkazan, что ежегодно в республике тесты делают около 30% населения. По данным на начало октября этого года, на учете стоят 14 тысяч больных. С января лекарства на дому получили 2 тысячи человек. Замминистра здравоохранения Татарстана Ильдар Фатихов рассказал, что более 80% выявленных находятся под наблюдением, 86% получают терапию.
Хотя только по данным на май 2019 года ВИЧ-инфицированных в Татарстане было 24 тысячи. В то же время Фатихов заявил, что заболеваемость в республике снижается, а охват скрининговыми обследованиями растет. Галиуллин сказал, что ежегодно выявляют все меньше больных, но связывать это с коронавирусом не стал. «Работа, которая у нас ведется, позволяет выявлять пациентов на ранней стадии и вовремя назначать лечение», — сказал он.
По словам Ясавеева, он активно занимался проблемой ВИЧ 2,5 года назад, но с того времени проблема не изменилась. «К сожалению, COVID полностью вытеснил проблему ВИЧ, но, я надеюсь, что когда коронавирус закончится, ситуацию получится изменить», — сказал он.