Предыстория
Иностранные студенты, которые учатся в российских вузах, на днях подняли шумиху. Дело в том, что университеты пригрозили некоторым отчислением за пропуск занятий или «предложили» уйти в академический отпуск. Возможности посещать пары у таких учащихся, естественно, нет: многие из них вернулись домой на каникулы, а въехать в Россию уже не получилось из-за закрытых границ.
Но смириться с несправедливостью они не могли: самоорганизовались, создали Telegram-чат, откуда эта информация и попала в федеральные СМИ. Подключились и правозащитники, которые попросили вице-премьера РФ Татьяну Голикову решить этот вопрос как руководителя федерального оперштаба по борьбе с коронавирусом. «Аэрофлот» тоже должен получить весточку: авиакомпании предлагают выделить квоты для студентов на регулярных рейсах из Казахстана и Кыргызстана.
То, чего студенты в основном ждут от вузов, — это не отправлять их в академический отпуск и не отчислять. Но есть и конкретные предложения: выдать индивидуальные разрешения на въезд и организовать чартеры. Как пишут активисты в Telegram-чате, уже удалось получить обратную связь от нескольких вузов: они готовы принять студентов и «выбивать» разрешения у ведомств.
У студентов татарстанских вузов, с которыми пообщался Inkazan, по большей части возникли проблемы с самим дистантом. Больше всего в этой ситуации напрягает то, что все отозвавшиеся оказались будущими медиками. Им приходится осваивать науку и проходить некоторые «практические» задания, сидя за ноутбуком или вообще пропускать их. И все-таки как минимум об одном случае давления нам сообщили.
История Анастасии: дорогой перелет и предложение уйти в академ
Анастасия из Казахстана учится в КГМУ, но не может приехать в Казань — границы с Россией закрыты, а предлагаемые рейсы, в которых летят преимущественно как раз-таки учащиеся, есть только с дорогими пересадками.
Студенты КГМУ, которые живут или смогли добраться до Казани, ходят на очные занятия, за исключением лекций и нескольких теоретических предметов. Анастасия единственная в группе, кто оказался в такой ситуации. Преподаватели пошли ей навстречу и организовали индивидуальный дистант. Но это не выход из ситуации, ведь модули по некоторым предметам невозможно сдавать дистанционно, утверждает собеседница. Как быть с практическими занятиями и с экзаменами, непонятно.
«Я не делала ни одной лабораторной работы по биохимии и физиологии в этом семестре, изучаю эти предметы самостоятельно. Анатомия и гистология также проходят в формате теоретического обучения, но по этим предметам в январе будет экзамен, в который включена практика», — рассказала студентка.
У девушки появились долги, и как их отрабатывать и сдавать зимнюю сессию, она не понимает. Они накапливаются как снежный ком, что приводит к новым проблемам — с переходом на бюджет и возможным академом.
«Сдавать экзамены в дополнительную сессию (если ещё приеду к этому времени), означает получить академическую задолженность сейчас, а с ней я не могу участвовать в конкурсе для перехода на бюджет или хотя бы для получения скидки на обучение. Университет рекомендует взять академический отпуск, потому что „врач не может учиться дистанционно“», — сокрушается Анастасия.
Студентка надеется на открытие сухопутных границ, так как это наиболее удобный по времени и деньгам способ добраться до Казани. Хотя бы для учащихся творческих, медицинских специальностей и учреждений, которые не собираются переходить на дистант. Студентка надеется, что КГМУ предоставит дистанционную сдачу экзаменов, но пока не представляет, как это будет возможно.
История Бекзода: практика в местной больнице и двойная нагрузка на преподавателей
Студентам КФУ повезло немногим больше. Им не предлагают взять академический отпуск и не грозят отчислить, а вуз, как отмечает учащийся Бекзод Тухтабоев, «помогает чем может». Бекзод учится на 4 курсе лечебного дела в Институте Фундаментальной медицины и биологии КФУ. В мае он уехал на каникулы в родной Узбекистан «с надеждой вернуться в новом учебном году». Но не получилось: хоть страна с октября и открыла границы для въезда и выезда, чтобы попасть в Россию, должны быть основания и документы, их доказывающие. Учеба к таким причинам не относится.
Пока одногруппники слушают лекции за партами, Бекзоду и еще двоим студентам из Казахстана приходится подключаться через ноутбук.
«Мы слушаем, как преподаватель рассказывает и обсуждает тему со студентами, которые присутствуют очно, а с нами пореже. Так их тоже можно понять: двойная нагрузка, подключай параллельно ноутбук с камерой и пытайся общаться со всеми», — рассказал собеседник об этом процессе.
Студент не видит проблем с проведением дистанционных занятий, куда сложнее осваивать узкопрофильные клинические предметы дистанционно.
«Бывали ситуации, когда не было возможно проводить дистанционные занятия, к примеру на паре по хирургии. Она проводилась в операционном блоке, а там снимать нельзя, а присутствовать физически невозможно», — посетовал Бекзод.
КФУ попросил иностранных учащихся самим решить проблему прохождения практики, потому что вуз не может за них договариваться с клиниками. Собеседнику приходится получать опыт врачевания в местной больнице, тогда как его одногруппники могут делать это в университетской клинике по индивидуальному графику.
Бекзод уже пытался решить вопрос через Департамент внешних связей КФУ, но выдача индивидуальных разрешений на въезд оказалась не в их компетенциях. Российские ведомства прислали лишь отписки. Но студент продолжает надеяться на решение на федеральном уровне.
История Зафара: нейроанатомия по фото и самолет для студентов
В похожей ситуации оказался Зафар Тураев из Ташкента. Он тоже изучает лечебное дело в КФУ, сейчас молодой человек на 2 курсе. У его одногруппников гибридное обучение — дистанционные лекции, а практика организовывается по-разному. Зафару, который остается в Узбекистане, ничего не остается, кроме как «присутствовать» на лабораторных заочно. И если задания по рефлексам можно «отработать» на младшем брате, то лабораторные по биохимии приходится полностью пропускать, потому что нужна техника, химические реактивы. Нейроанатомию будущему медику объясняют по фото.
«Они разбирают тему, я в этот момент присутствую дистанционно — слушаю, что они говорят. Потом они уходят в анатомический музей, где смотрят всё на препаратах, а я просто получаю фотографии», — рассказал Зафар.
Кроме того, тревожные «звоночки» подает и здоровье, ведь дистант предполагает сидячий образ жизни и вглядывание в монитор.
Как отмечает собеседник, когда он улетал, знал, на что идет. Но не думал, что дистант будет настолько долгим. Студент уже не надеется на открытие границ в этом семестре, поэтому хотел бы получить хотя бы индивидуальное разрешение.
«Таких, как я, очень много у нас. Один чартерный самолет, я думаю, выйдет, или даже 2-3 самолета можно было сделать «Ташкент-Казань-Ташкент». Но с разрешением на въезд, чтобы нам там не сказали: «Учитесь дистанционно»»», — добавил Зафар.
Ряд студентов после непродолжительных разговоров отказались общаться с корреспондентом, называть свое имя, почистили диалоги, чего-то опасаясь и ссылаясь на недостаточную анонимность. Несколько человек отписались, что их все устраивает. Кто-то посетовал на то, что не может участвовать в студенческой жизни.
Inkazan запросил у КФУ И КГМУ информацию, какое решение предлагал университет иностранным студентам. Кроме того, редакция обратилась к пресс-секретарю главы РТ Лилии Галимовой, она пообещала уточнить у республиканского оперштаба по борьбе с коронавирусом, как можно помочь героям материала.