Posted 5 января 2021, 09:30

Published 5 января 2021, 09:30

Modified 18 сентября 2022, 11:15

Updated 18 сентября 2022, 11:15

От полицейских до маньяка: самые громкие уголовные дела 2020 года

5 января 2021, 09:30
2020 год запомнится татарстанцам не только лезущим изо всех щелей коронавирусом, но и открытием новых громких уголовных дел и завершением старых. Топ ключевых событий, которые больше всего интересовали читателей, — в итогах года от Inkazan.

Коррупция во власти

7 февраля главой Следкома по Татарстану стал Валерий Липский, заявивший «Бизнес Online», что его специализация — это «главы районных и сельских администраций, депутаты». 20 числа того же месяца ведомство возбудило дело в отношении главы исполкома Базарно-Матакского сельского поселения Рашита Мусина. Проверив документацию комитета с 2013 года, когда Мусин приступил к работе, его обвинили в злоупотреблении полномочиями. По версии следствия, чиновник заключил договор соцнайма жилья с человеком, который в нем не нуждался.

Новость об этом деле стала самой читаемой среди десятков сообщений об уголовном преследовании. Подчиненные Липского не остановились на Алькеевском районе: в топ-5 публикаций об уголовных делах, волновавших читателей Inkazan, вошло сообщение о возможном злоупотреблении полномочиями сотрудников администрации Нурлата. Нарушения обнаружили в госконтракте в рамках нацпроекта «Демография».

К назначению Липского следком так и не смог поставить точку в проверке главы Лаишевского района Илдуса Зарипова. Речь шла об уголовном деле, касающейся его работы на аналогичной должности в Тюлячинском районе. Сам Зарипов заявил, что его хотели дискредитировать, следком публично к этому делу не обращался. Что не удивительно — чиновник возглавляет один из важнейших муниципалитетов региона, интересы в котором имеют высокопоставленные люди и крупные компании. Борьба с коррупцией это одно, но их интересы, видимо, приходится учитывать.

Избежать преследования удалось и экс-начальнику казанского управления образования Ильнару Хидиятову. Дело о взяточничестве в отношении задержанного в 2019 году чиновника сначала переквалифицировали на преступную халатность, а в декабре 2020-го прекратили за истечением срока давности. Несмотря на то, что прокурор Татарстана Илдус Нафиков связал коррупцию с трагическими событиями в гимназии № 7, где школьник взял одноклассников в заложники, Хидиятов отделался увольнением и выходом из «Единой России».

Фигурантами уголовных дел в 2020-м стали сразу два замминистра. В марте по делу о мошенничестве и злоупотреблении полномочиями задержали замглавы МЧС по Татарстану Ильхама Насибуллинауволили чиновника только в ноябре. Впрочем, это стало не единственным скандалом для министерства — в мае сотрудника МЧС и судью задержали в лесу с наркотиками. В декабре дело о злоупотреблении полномочиями в рамках нацпроекта «Демография» завели на трех сотрудников минспорта, один из которых — замминистра Алмаз Миннигулов.

Он все еще работает в министерстве. Шеф Миннигулова Владимир Леонов комментировать ситуацию не стал, заявив, что выводы сделает следствие. Нередко пристальное внимание правоохранительных органов ко «вторым лицам» в министерствах становится следствием поиска оплошностей их руководителей. Такого нельзя исключать и в случаях с главами МЧС и минспорта.

Провалы правоохранителей

Резонансным стало дело в отношении экс-главного следователя Набережных Челнов Камиля Халиева и двух сотрудников ведомства, которых подозревают в помощи турецкому гражданину скрыться от следствия — иностранца обвиняли в изнасиловании 16-летней девушки. Уволил Халиева глава российского следкома Александр Бастрыкин, но экс-следователь с этим не согласился и пошел в суд.

Куда хуже дела обстоят в татарстанском МВД. За министерством еще тянется шлейф скандала в отделе полиции (ОП) «Дальний», где задержанного изнасиловали бутылкой из-под шампанского. После отдел переименовали в «Сафиуллина», а в 2017-м торжественно открыли его новое здание. Этой осенью фигурантами уголовного дела стали глава ОП Алексея Ершова и его заместителя.

Их подозревают в «крышевании» автостоянок и ларьков ОПГ «Суконовские». Ершова уволили из органов и долго не могли найти, объявив в федеральный розыск — скрывался экс-полицейский на собственной даче. Он признался, что все это время «пытался донести информацию до вышестоящего руководства правоохранительных органов». Впрочем, отношения с руководством в структуре тоже бывают напряженными.

Так, на главу ОП «Зареченский» Тараса Дорошевича завели дело после появления видео, на котором он стреляет по подчиненным. Громким стал случай экс-начальника отдела полиции «Восход» Ильдара Вафина — его обвинили в избиении задержанного, однако последний спустя почти полгода заявил, чтооговорил подполковника. МВД Татарстана отреагировало на провалы перетасовкой кадров.

За восемь лет работы в качестве министра МВД Артем Хохорин так и не пришел к идее «оздоровления» кадрового состава, но не раз жаловался на нехватку сотрудников. Горизонтальные ротации выглядят неэффективной мерой в ситуации, когда полицейские то и дело обвиняются в мошенничестве, взяточничестве и вымогательстве и опускаются до «крышевания» стоянок, подконтрольных ОПГ.

В топ-10 уголовных дел, волновавших читателей Inkazan, попало и дело Радика Бадретдинова: по версии следствия будучи инспектором ГИБДД он познакомился в соцсетях с 16-летней девушкой и изнасиловал ее на первом свидании. Из органов ДПС-ника выгнали и задержали. Впрочем, рассмотрение дела затягивается — экс-инспектор медленно читает.

Официально Татарстан победил организованную преступность, хотя еще 2019 год с перестрелками и драками на улицах Казани показал, что это заявление далеко от правды. В 2020-м суд вынес приговоры нескольким членам ОПГ, одного из которых, что примечательно, обнаружили не благодаря четкой работе полиции, а потому что он просто устал скрываться.

Финансовые пирамиды

В мае в отношении организаторов инвестфонда «Гафаров и партнеры», разрекламированного известными спортсменами, завели дело, усмотрев в компании признаки финансовой пирамиды. Сумму ущерба превысила 43 млн рублей. Один из основателей компании Эрик Гафаров заявил, что это интереснее голливудских боевиков — заочно арестованный в России, он был объявлен в международный розыск.

Гафаров заверял, что дело сфабриковано, и из Турции сыпал подробностями о конфликте с казанской братвой и том, как якобы подарил квартиру за 15 млн рублей главе челнинской полиции Надиру Закирову. Пока же Гафаров «жив, здоров и богат, как никогда раньше». Похожее дело появилось отношении неустановленных лиц инвесткомпании «Финико».

Ущерб по нему превысил 80 млн рублей. Сооснователь компании Кирилл Доронин по примеру Гафарова прокомментировал ситуацию в своем Instagram, заявив, что «это нормально» и пообещав ответить на все вопросы следствия. Страну, в отличие от Гафарова, после публикации данных о возбуждении дела он не покинул. Позже СМИ сообщили об обысках в офисах компании и домах ее руководителей.

Громкие дела

На всю страну прогремело дело 27-летнего Сергея Кукушкина, которого обвиняли в насилии над 1,5-годовалой дочерью. Сначала он говорил, что травмировал ребенка во время смены подгузника, затем признался, что сорвал зло после ссоры с женой на девочке. Супруга, впрочем, вступилась за мужа, а Бугульминский городской суд оправдал Кукушкина, что вызвало возмущение части россиян. Разобраться в ситуации потребовала даже законодатель Ирина Яровая. Для отца запросили 14 лет строгого режима, но приговорили к исправительным работам, семью поставили на учет.

В декабре в Казани задержали 38-летнего Радика Тагирова. По версии следствия, именно он является «Поволжским маньяком», который в начале прошлого десятилетия душил и грабил пенсионерок сразу в нескольких регионах, оставив за собой десятки жертв. Ранее судимый слесарь оказался непримечательным человеком, живущим в пятиэтажке и воспитывающим детей. Его не могли найти 9 лет. Косвенно в поимке помогла мать подозреваемого, подавшая заявление о пропаже сына. Тагиров находится в СИЗО — домой, несмотря на просьбы, его не отпустили.

В марте дело возбудили в отношении челнинского риэлтора Альбины Созоновой: по версии следствия она предлагала квартиры в новостройках по заниженной цене, люди жилья не дождались. Правоохранители нашли более сотни пострадавших, ущерб перевалил за 300 млн рублей. Скандал назвали одной из главных проблем автограда, однако жители вступились за риэлтора, попросив позволить ей выполнить обязательства. Аналогичная история разворачивалась вокруг главы «Свея» Рашида Аитова, однако его обязательства выполняет Фонд защиты дольщиков.

Одной из самых резонансных историй 2019-го стало убийство бугульминским бизнесменом Евгением Деданиным напавших на его дом грабителей. В сентябре 2020-го его застрелил житель Самары — он год планировал месть за погибших друзей. Дело об убийстве предпринимателя взял на личный контроль Бастрыкин, нападавший Араик Мирзоян находится в СИЗО.

В октябре 16-летний подросток, выкрикивая религиозные лозунги, забросал отдел полиции Кукмора коктейлями Молотова и напал на сотрудника МВД. Парня убили — за это полицейских похвалил Хохорин. Следком квалифицировал произошедшее как теракт, дело забрали в Москву. Арестовали отчима нападавшего Марата Замалиева — ранее он уже отбывал наказание за теракт — и еще несколько человек. Отрицать связь произошедшего в Татарстане с терактами во Франции пришлось московскому Кремлю, осуждать — местному Духовному управлению мусульман.

В апреле 2020 года тогда еще ректора КНИТУ-КХТИ Сергея Юшко заподозрили в мошенничестве и служебном подлоге и отправили под домашний арест. Его предшественник на этой должности Герман Дьяконов ранее тоже стал фигурантом уголовного дела. Следствие просило для него 9 лет лишения свободы, суд приговорил его к 7,5 годам за махинации в вузе. Экс-проректора Ильдара Абдуллина осудили на 7,5 лет — для него это стало вторым сроком. В декабре он вышел по УДО.

Подпишитесь