Posted 31 января 2021, 16:14

Published 31 января 2021, 16:14

Modified 18 сентября 2022, 11:21

Updated 18 сентября 2022, 11:21

Краснозаки, задержания пачками и министр: чем запомнится «прогулка» 31 января

31 января 2021, 16:14
Второе несанкционированное шествие в поддержку Алексея Навального повторило судьбу первого: протестующих разбили на группы, в результате до Кремля дошло еще меньше людей. Силовики усовершенствовали тактику: появились автозаки-краснобусы, митингующих стали задерживать группами. Как это было — в материале Inkazan.

Часть первая. Театр имени Камала: министр на митинге, краснозаки и «хороводы» силовиков

В точке сбора у театра имени Галиаскара Камала людей было гораздо меньше, чем собралось на улице Баумана 23 января. Не подтянулись протестующие и к 12.00: создавалось впечатление, что ушанки и каски сотрудников МВД и желтые жилетки прессы мелькали чаще, чем обычные шапки. Это если считать только тех силовиков, что были на виду. Сколько их сидело в краснобусах, которые выстроились у остановки, неизвестно. Это была обновленная тактика силовиков: обычные городские автобусы № 74 и использовавшиеся 23 января минивэны стали мобильными автозаками. В пресс-службе МВД по Татарстану Inkazan не смогли сообщить, сколько сотрудников задействовано в охране порядка — сообщалось, что их регулярно привозят в центр города.

Пока активных действий никто не предпринимал, стайка журналистов окружила министра по делам молодежи Татарстана Дамира Фаттахова. Чиновник уже проводил встречу с участниками акции 23 января — СМИ на нее не пригласили — и снова решил с ними поговорить, теперь в «поле». Он подходил к молодым людям и спрашивал, что им не нравится, и рассуждал о незаконности акции. В результате Фаттахов заявил, что ждет желающих сесть за стол переговоров в министерстве в 14:00 1 февраля. Поспорить с министром пришли и немолодые люди, которые периодически спрашивали: «А кто вы вообще такой?».

Через 15 минут к площади у театра стянулась толпа молодых людей. Как полагается, один из полицейских через мегафон предупредил, что мероприятие несанкционированно и что действия протестующих будут расцениваться как неповиновение сотрудникам МВД.

«Позор» и «31-я статья» (статья Конституции, дающая гражданам России право собираться мирно, без оружия, проводить собрания — Inkazan) услышали в ответ полицейские и росгвардейцы. Один из митингующих осмелился напомнить о 31-й статье, говоря в лицо полицейскому с мегафоном. Это были его последние минуты на свободе.

Росгвардия и полиция начали наступать, пошли первые задержания. Толпа стала перемещаться и рассредотачиваться. На смельчака, говорившего о Конституции, кто-то из вышестоящих указал пальцем — после такого жеста росгвардейцы задерживают человека. Мужчину унесли за ноги. Еще несколько человек тихо увели под руки. Абсурдно на фоне противостояния выглядел островок безопасности: видимо, памятуя о задержаниях 23 января, журналисты не хотели уходить с импровизированной пресс-конференции Фаттахова.

Обстановка накалялась: пока одни росгвардейцы задерживали людей, другие оцепили площадь и ощетинились щитами, не оставив протестующим путей отхода. Такие же «хороводы» силовиков были замечены в Красноярске. К моменту полного оцепления большинство протестующих успели покинуть место через лазейки. На площади осталось несколько журналистов, молодых людей и мужчин в штатском, которые без опаски прохаживались. От митингующих их можно было отличить только по рации, которая то и дело включалась, и спокойной походке.

Постепенно площадь очистилась и казалось, что на этом митинг «сдулся». Однако многометровая колонна людей потянулась по набережной озера Кабан со стороны центра «Планета Фитнес».

Часть вторая. Булак: перекрытия и законопослушные «гуляющие»

Пройти по маршруту до Казанского Кремля вдоль Право-Булачной не получилось. Участок до «Лучано» люди прошли беспрепятственно. Но полиция перекрыла выходы на Баумана. Участники акции рассредоточились по Лево-Булачной, где практически не было силовиков, и дорожкам вдоль Булака. Все это время росгвардейцы «отщипывали» от толпы по одному человеку.

Вопреки ожиданиям, только редкие протестующие выходили на проезжую часть — за это предусмотрена ответственность. Даже наоборот — на светофорах все терпеливо ждали, пока загорится «зеленый». В результате люди разделились на группы. Узкие проходы, снежная каша тоже не способствовали массовости шествия. Может, поэтому в этот раз было гораздо меньше кричалок. За все время акции корреспондент Inkazan насчитал лишь один плакат. Зато замечена компания людей с флагами России и Татарстана.

На перекрестках участников акции уже ждали Росгвардия и полиция. Колонне то и дело приходилось разворачиваться и искать обходы. Похожую тактику силовики использовали на прошлых выходных. Из-за этого люди снова разбились на группы, которые шли разными маршрутами и разбредались.

Часть третья. Кремль: Задержания пачками и люди в штатском

Ни до Кремля, ни до площади Свободы значительная часть протестующих не дошла. А тех, кто все-таки добрался, ждали силовики. На подступах к Кремлю произошли самые жесткие и массовые задержания: людей положили на снег лицом вниз. В объектив камеры попал один из «вежливых людей». «Ты, жирный, вниз спустился, я тебя сейчас сам спущу», — прокричал росгвардеец кому-то, стоявшему на высоком сугробе.

Еще одно массовое задержание корреспонденты Inkazan заметили на улице Лобачевского: около 15 человек поставили лицом к стене. Кто-то пытался спрятаться кафе. Не получилось: нескольких таких молодых людей вывели мужчины в штатском.

У Кремля были и одиночные задержания: когда толпа рассеялась, силовики подходили к стоявшим в сторонке людям и забирали их. Кто-то наоборот добивался такого «внимания»: например, на улице Баумана забрали женщину, которая размахивала связкой туалетных ершиков и выкрикивала «аквадискотека».

Мобильные автозаки подъезжали к нужному месту и принимали протестующих. Там скучающие сотрудники Росгвардии выстроились у стен кабмина, но «гости» так и не пришли.

Митинг завершился примерно в полтретьего. Сколько человек участвовало и сколько было задержано, МВД не разглашает.

Подпишитесь