Posted 9 апреля 2021, 16:59

Published 9 апреля 2021, 16:59

Modified 20 августа, 15:42

Updated 20 августа, 15:42

Страховой случай: как в Казани искали страховщиков для горящих трамваев

9 апреля 2021, 16:59
Зимой МУП «Метроэлектротранс» пытался найти страховщика для казанских трамваев и троллейбусов. Но никто не заявился на конкурс. Закупка осталась бы незамеченной, если бы не частые случаи возгорания трамваев, которые чудом не унесли жизни пассажиров. Как перевозчик будет решать эту проблему — в материале Inkazan.

В январе и феврале «Метроэлектротранс» начал поиски страховщика. А именно объявил две конкурсные процедуры на оказание услуг по «обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ОСГОП)» и «по страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО)».

Подрядчик должен был застраховать 88 троллейбусов, 113 трамвайных вагонов, а также различную технику — снегоочистители, погрузчики, тракторы, автомашины. ОСГОП должен был действовать с сентября 2021 года по сентябрь 2022-го, ОСАГО — год с момента заключения договора.

Согласно техзаданию, страховая сумма на одного пассажира трамвая, троллейбуса составила бы около 2 млн рублей при причинении вреда жизни или здоровью, 23 тысячи рублей — при причинении вреда имуществу. В обоих случаях заказчик был готов заплатить за контракт около 7,2 млн рублей.

Однако на открытые конкурсы не заявился ни один страховщик. Процедуры признали несостоявшимися.

Возможно, этот случай не привлек бы внимания, если бы трамваи не загорались и не сходили с рельсов с завидной регулярностью. Ставшие символом Казани «горящие» вагоны оказались в центре скандала в конце прошлого года. Министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов тогда попросил прощения и признался, что Казань находится «в полушаге от больших трагедий». Причиной ЧП называли то, что в городе нет организаций, которые могли бы проводить техосмотр вагонов. Оборудование на автобусах, которые тоже загорались, и трамваях оперативно заменили. Однако с тех пор случаи самовоспламенения не прекратились.

Кстати, судя по документации закупок, пожар не вошел в список непокрываемых рисков. Среди происшествий, когда страховщик может не выплачивать компенсацию, оказались совсем уж экзотические случаи: ядерный взрыв, военные действия, гражданская война.

«Я думаю, что перевозчики не могут работать без страховки. И этот вопрос придется рано или поздно решать. Мотивы страховщиков, видимо, связаны с участившимися случаями пожаров на трамвайном транспорте», — предположил старший научный сотрудник центра исследований транспортных проблем мегаполисов факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Павел Зюзин.

По мнению эксперта, следует усиливать контроль за обслуживанием подвижного состава и его выпуском на линию. Подобные явления редкость в других городах и всегда сопровождаются шумихой, а в Казани они к тому же не единичные.

Inkazan также направил запросы в сам МУП «Метроэлектротранс» и комитет по транспорту с вопросом, с чем, по их мнению, связано нежелание страховщиков участвовать в конкурсе. Также редакция запросила информацию, намерен ли комитет посодействовать перевозчику в поиске подрядчика, чтобы избежать транспортного коллапса. Пресс-служба казанского исполкома от лица «Метроэлектротранса» ответила, что при таких условиях заказчик может заключить контракт напрямую со страховыми организациями.

«В настоящее время договора на страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью имуществу пассажиров (ОСГОП) и ОСАГО оформлены», — добавили в пресс-службе.

Причины отказа страховщиков заявляться на конкурс так и остались неясны.

Подпишитесь