Posted 15 апреля 2021,, 07:30

Published 15 апреля 2021,, 07:30

Modified 12 сентября 2022,, 03:37

Updated 12 сентября 2022,, 03:37

Как проектировщики Голубых Озер пытались договориться с активистами на берегу

15 апреля 2021, 07:30
В доме культуры поселка Кадышево казанцы обсудили проект первой очереди благоустройства Большого Голубого озера. Диалог вышел горячим. Самые активные его участники кричали о рейдерском захвате земли и собирались митинговать. Удалось ли сторонам услышать друг друга и пытались ли они это сделать — в материале Inkazan.

На встречу пришли более 50 человек. Все начиналось мирно. Руководитель департамента Дирекции по развитию природных территорий и экотуризма Оксана Саргина напомнила, что территория Голубых озер стала победителем всероссийского конкурса Агентства стратегических инициатив на разработку туристско-рекреационного кластера. Его границы занимают 4,8 тысячи гектаров, но на встрече собираются обсудить лишь участок Большого Голубого озера.

От разработчика концепции — студии Orchestra — на встрече была автор проекта Екатерина Гольдберг. Она рассказала, что у экокластера есть три цели:

  • Сохранение уникальной природы голубых озер
  • Развитие научной деятельности
  • Эко-туристическая программа

На самой территории предполагается создание экологических маршрутов, разработанных совместно с Казанским федеральным университетом (КФУ), кемпинга, лодочной станции. А также визит-центра с кафе и эко-ворот с парковкой. Сейчас перед проектировщиками стоит задача по берегоукреплению озер, решению вопроса с хаотичной парковкой и разработке эко-маршрутов.

Это будет Китай!

Пришедшие сидели группами за столами. Большая часть участников — местные жители, но один из столов собрал главных экологических оппозиционеров. За ним сидел казанский активист Камиль Зартдинов, исследователь Голубых озер Владимир Демидов, руководитель Татарстанского республиканского совета Всероссийского общества охраны природы Сергей Мухачев, а также местный житель поселка Голубое озеро Андрей Поташкин.

Первым говорить начал Зартдинов. «Когда мы бережем природу, мы просто туда не лезем. Вы тут нам столько какой-то шелухи рассказали. На каком основании вы взяли самый лучший кусочек, отгородили — теперь это будет за деньги. Я не вижу никакой выгоды поселку от того, что вы нарисовали», — сказал он, получив от зала первую порцию аплодисментов.

Активист уверен, что проектировщикам не удастся закрыть дороги, подводящие к озерам. По его мнению, это коммерческий проект, и убедить его в обратном было практически невозможно. Зартдинов придерживался четкой позиции: «чтобы вы мне не ответили, вы ответите неправду».

«Хотите помочь? Пройдитесь, соберите мусор! С вас достаточно, морочить голову не надо. Если поселок не заступится, то республика заступится», — кричал он в микрофон.

И проектировщики, и архитекторы, и модератор пытались донести до активиста, что территория не перейдет в частную собственность. Единственное — будет запрещен проезд автомобилей к воде. Но активист продолжал выкрикивать свои доводы в противовес уже с места.

Далее вопросы начал задавать Поташкин. его претензии были более конкретными. К примеру, по проекту предлагается стоянку автомобилей поднять выше. Однако по его словам, на этом участке растут 70-летние сосны, хотя ближе к озеру есть место, где один бурелом. Для ответа проектанты пригласили дендролога Сергея Мурзова, который пояснил, что сегодня на месте будущей парковке растет 477 деревье и все они могут быть пересажены специальной техникой как раз на место этого бурелома. На такое предложение жители заявили, что это «работа ради работы», и стоянку можно было бы перенести ближе к озеру. Экологи против.

Также Поташкина интересовало, сколько людей будет приходить на озеро по расчетам дирекции. Оказалось, что около 300 человек в день. Такие цифры жителей не устроили. «Возьмите детей, мы придем, попробуйте 300 человек туда посадить. Что здесь будет? Это будет Китай! Здесь никто не развернется на этом пяточке», — говорил один из местных жителей. Гольдберг продолжила убеждать людей, что суть проекта — не создавать новую инфраструктуру, а сделать базовую инфраструктуру для уже существующего потока. Но все тщетно.

Рейдерский захват

К вопросу подключился Мухачев. Он напомнил, что когда разрабатывалась концепция, она предполагала сохранение природных участков. А экологи выступали против того, как проект реализовывается на Казанке. Поэтому, по его мнению, нужно рассматривать концепцию целиком, а не частями. Также он предложил располагать объекты «привлекательности» как можно дальше от природно-ценных локаций, чтобы отвести от них туристов.

Следом микрофон взял Демидов, который заявил, что он посещает озера уже 50 лет. По его словам, сегодня территория первого и второго Малых Голубых озер рейдерски захвачена, с Большим голубым озером происходит тоже самое.

«Это рейдерский захват Больших голубых озер! Отрезвитесь! Откройте глаза! Нельзя давать этому проекту хода! Это народная территория! Не отдавайте! Я призываю вас всех, давайте выйдем на митинг против этого», — взывал он к толпе. Организаторы попытались забрать у спикера микрофон, но это было бессмысленно. Демидов продолжил рассказывать про археологическую ценность объекта.

Тогда проектировщики спросили, что же, по его мнению, должно быть на территории. Он ответил: «Народный национальный парк». Активисту попытались доказать, что так и планируется, но, как обычно, бесполезно.

«Антропогенная нагрузка настолько велика, что еще пару лет и мы потеряем эти озера. Единственная мера — дать возможность организовать там правильное благоустройство. Мы минимально организуем инфраструктуру уже туда, куда люди привыкли ходить», — доказывала Саргина. На это Зартдинов пообещал обратиться во все органы, чтобы узнать, почему республиканский заказник никто не чистил и довел его до такого состояния, что он через два года пропадет.

Слово передали заместителю директора по научной работе Академии наук Татарстана Дмитрию Иванову, который тоже участвовал в разработке проекта. «Очень сложно переубеждать тех людей, которые имеют свою точку зрения и не хотят слышать другую. Я внимательно слушал претензии. Возможно, вы в чем-то правы, но есть моменты, которые понятны только специалистам», — сказал он, пообещав всем лично объяснить выбор расположения тех или иных объектов.

Также он заявил, что в разработке задействован КФУ и известный в республике эколог Нафиса Мингазова. Жители поинтересовались, придерживается ли он ее позиции в этом вопросе. Оказалось, что сколько экологов — столько и мнений. «Нас часто обвиняют, что мы продажные ученые, нам заплати, и мы какое угодно заключение дадим. Я вам ответственно говорю: я не дам. Если бы мы чувствовали, что проект не экологичен, я бы так и сказал», — заявил Иванов.

Доверия у присутствующих не появилось. Жительница поселка, которая представилась Оксаной, также была убеждена, что это лишь бизнес-проект, и вскоре все станет платным. Проектировщики попытались подловить ее и спросили, знает ли она общественные пространства, где парковка сейчас платная. На это жители хором ответили «Раифа!». Аргумент был учтен, но организаторы в качестве довода заявили, что ни один проект, созданный командой помощника главы Татарстана Наталии Фишман-Бекмамбетовой, не превратился в бизнес-проект, так как все это делается за бюджетные деньги.

Ранее сообщалось, что капитальные затраты на реализацию концепции благоустройства озер составят 1,075 млрд рублей. 663,1 млн рассчитывают получить за счет частных инвестиций, 412,7 млн — государственные дотации. При этом выручка от воплощения проекта должна окупить затраты за 6,5 лет.

Как скорая к нам приедет?

Спустя час жители все же перешли к обсуждению проектов за столами. Каждая группа писала свои замечания в специальных анкетах. В это время от стола к столу ходили проектанты и отвечали на возникающие вопросы. С другой стороны ходил Демидов, агитируя, чтобы проекта не было вообще.

Далее пошли замечания. Жители ЖК «Голубое озеро» заявили, что сейчас в поселке нет основной инфраструктуры и есть одна дорога, которая связывает их с городом. Так как возрастет транспортная нагрузка, а проект это предполагает, дорога полностью «встанет».

«Как мы будем добираться до города? Как скорая к нам приедет? Как приедут пожарные? Летом дорога стоит, и мы вынуждены через поля добираться. А если основной туристический поток хлынет сюда? Какая альтернатива есть у нас?», — спрашивала одна из присутствующих.

На это ответил представитель администрации, заявив, что пока не получается организовать новую дорогу или сделать современную развязку. Но! По дороге в Дербышки спроектирован поселок для многодетных семей. Правда, сейчас там нет инфраструктуры, но к 2030 году туда собираются проложить дорогу, которой можно будет пользоваться.

— В сентябре откроется первая точка, народ хлынет, как к нам приедет скорая помощь, — продолжила жительница.

— Пока по имеющимся дорогам, — ответили ей.

Эколог Антон Бортяков заявил, что предлагаемая территория — это очень маленький участок, который не справится с таким потоком людей. Поэтому он предложил насыщать инфраструктурой участок, расположенный через Казанку на правом берегу. А над самой рекой сделать пешеходные мосты, которые бы выводили людей с охраняемой территории.

Последним слово взял Демидов, который заявил, что территория является заказником и на ней можно вести рекреацию связанную только с сохранением природы краснокнижников. «В связи с тем, что данный проект как-то в воздухе плавает, мы пришли к выводу, что будем добиваться прокурорского разбирательства», — заключил он.

"