Posted 29 апреля 2021, 11:34
Published 29 апреля 2021, 11:34
Modified 20 августа, 15:35
Updated 20 августа, 15:35
«Нам 85 регионов не нужно», — заявил вице-премьер России Марат Хуснуллин в ходе круглого стола Высшей школы экономики. По его словам, объединение ряда субъектов позволило бы выровнять их бюджетную обеспеченность. Например, присоединяя «нефтяные» регионы к тем, что не имеют ресурса полезных ископаемых.
Идея не нова. В 2016 году в пользу укрупнения регионов высказывалась спикер Совета Федераций Валентина Матвиенко. В 2019 году тогда еще премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил Стратегию пространственного развития страны. Согласно документу, Россия должна состоять из 12 макрорегионов. Татарстан попал в Волжско-Камский вместе с Марий Эл, Удмуртией и Чувашией, Кировской и Нижегородской областями, Пермским краем. В основе стратегии лежала идея об экономическом росте территорий. Мнения экспертов разделились: если федеральные спикеры видели в инициативе логическое зерно, региональные высказывались против.
В ходе круглого стола Хуснуллин подчеркнул, что заявление о необходимости объединения регионов — его личная позиция, не согласованная на уровне правительства. В 2020 году позиция вице-премьера была иной. Он заявлял, что «ничего объединять не надо» и «те, кто хотят работать, имеют все возможности». По словам гендиректора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, идея горизонтальных дотаций, которая лежит в основе предложения Хуснуллина, популярна в экономическом блоке. Однако это не только политический вопрос: жители и бедных, и богатых регионов не стремятся объединяться.
В 2000-е годы в России прошел процесс административного слияния регионов: их число сократилось с 89 до 85. Повторить это в 2020 году не удалось: идея объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа не нашла поддержки у жителей последнего. В результате от нее отказались.
«Богатые боятся, что им придется платить за бедных. А бедные боятся, что у них отнимут статус регионального уровня бюджета, в результате у них вообще ничего не останется. Конечно, люди так сложно и умно не думают. Они думают: сейчас мы регион, у нас есть хоть какие-то плюсы, а мы перестанем быть регионом, у нас не будет этих плюсов. И поэтому они боятся. Причем не факт, что они правы: где-то они что-то потеряют, где-то приобретут. По закону объединение возможно только после двух референдумов. Шанс выйти на эти референдумы не то что нулевой, нет, но он не высок. Шанс, что люди не проголосуют, все-таки есть, и он довольно большой», сказал Дмитрий Журавлев, гендиректор Института региональных проблем.
Татарстанский политолог Владимир Беляев отметил, что чем мельче субъект федерации, чем «ниже» власть, тем больше шансов, что народ до нее достучится. В то же время он допускает слияние мелких областей, где нет города-миллионника и в целом даже 1 миллиона жителей, а также финансовой самообеспеченности.
Возрождение инициативы о слиянии регионов не нашло поддержки у части представителей губернаторского корпуса. Глава Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн заявил, что решение об объединении могут принимать только жители субъектов. Впрочем, его критику можно объяснить в первую очередь заявлением Хуснуллина: «Я Еврейской автономной областью не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат», — сказал вице-премьер. Депутат Госдумы от «Единой России» Александр Петров предложил Хуснуллину уйти в отставку, если он не хочет заниматься небольшими и небогатыми субъектами и «не болеет за целостное развитие государства».
По словам российского политолога Алексея Мартынова, в идее укрупнения регионов нужно учитывать фактор национальных республик. Он заявил, что Татарстан не хотел бы быть частью какого-то субъекта. А руководство страны очень бережно и осторожно относится к этим вещам.
Идея слияния субъектов или части их территорий на основании национального признака может привести к конфликтам не только на уровне власти. «Предположим, Татарстан — идея, которая гуляла еще в 90-е годы, — предложит присоединить к себе территории с преимущественно татарским населением. Я не имею в виду Нижний Новгород, а те, что непосредственно вокруг Татарстана — Мордовия, Марий Эл. Представьте себе, какая буча будет. Хотя, в общем-то, это логично. Но попробуйте это объяснить марийцам. Здесь уже экономическая целесообразность никого интересовать не будет», — заявил Журавлев.
«Если Татарстан и Башкирию объединят, это еще куда ни шло. Присоединится и Ульяновск. В Москве захотят иметь такую мощную республику, по сути дела самостоятельное государство, в центре России? Я не уверен. Если слабых присоединять к Татарстану, то зачем нам это нужно? Чтобы тащить эти слабые регионы, бюджет делить? Не знаю, народ будет ли доволен и согласен. Если бы было сказано, как будут распределяться финансы, где будут столицы, как посмотрит на это губернатор, потому что какие-то губернии лишатся своих губернаторов, пойдет между ними свара… Мне кажется, что это не продуманно»,сказал Рафаэль Хакимов, татарстанский политолог.
Хуснуллин заявил, что вернется к теме развития территорий за счет агломераций после выборов в Госдуму в сентябре этого года. Правительство уже обсуждало идею создания 21 такой точки роста. Укрупненные агломерации предлагал создавать и Алексей Кудрин, возглавляя Центр стратегических разработок.
По словам Журавлева, это решение снимет множество вопросов, связанных с поддержанием и развитием инфраструктуры на относительно небольших территориях, что повысит их экономическую эффективность. К тому же агломерации не являются юридическим понятием — создать их будет проще, чем объединить субъекты.
Политолог считает, что Татарстану, вокруг столицы которого такая агломерация складывается естественным путем, это станет серьезной поддержкой. Эффективным, по его мнению, решение станет также для Москвы и Санкт-Петербурга. «К востоку от Урала агломерации могут быть очень опасны. Территории, которые вы бросаете, обязательно кто-то займет. Агломерация вокруг Казани не повлияет на наличие мигрантов в Поволжье. А вот агломерация между Читой и Красноярском может привести к тому, что мы неожиданно выясним, что-то, что Сибирь принадлежит России — это не правильно», — считает Журавлев.
«Этим способом можно развиваться. А вот трогать государственное устройство, причем в национальных областях страны, не стоит»,сказал Владимир Беляев, татарстанский политолог.