Программа предоставления бесплатной земли многодетным семьям стартовала в Казани в 2012 году. Сегодня право получить участки имеют 15 606 семей. В исполкоме города Inkazan сообщили, что территорию для будущих домов выбрали 6 910 семей, еще 8 696 необходимо обеспечить земельными участками.
В 2021 году многодетным семьям предоставлено 240 участков, до конца года исполком планирует пригласить выбирать землю ориентировочно 350 семей. При этом только за этот год список ожидания пополнился 585 новыми многодетными семьями. Очередь растет быстрее, чем выдаются участки.
В министерстве земельных и имущественных отношений республики сообщили, что по Татарстану очереди на земельные участки ждут 63 086 семей. На кадастровом учете стоят 44 270 земельных участков. С начала действия программы землю получили 40 042 семей.
Отстоять очередь и получить участок — это лишь начало пути. Чаще всего многодетным остается территория в «чистом поле»: ни дорог, ни света, ни каких-либо коммуникаций там нет. Семьи неоднократно жаловались, что из-за бездорожья не могут даже привезти строительные материалы, чтобы начать работы.
В прошлом году подобный вопрос в Верховном суде решили жители микрорайонов Подсолнухи и Рябинка Тукаевского района, которые семь лет жили отрезанными от цивилизации. О проблемах говорили и многодетные, которым достались земли в Высокогорском районе близ деревни Яшь Кеч, где территория рассчитана на 1 300 семей. В этом году многодетные семьи поселка Каймары под Казанью отметили десятилетний юбилей обещания властей сделать это место «райским уголком». На деле все остается иначе.
«Нашей семье выдали участок еще на рубеже десятилетий, когда мама родила третьего ребенка. Получилось так, что в очереди тогда долго не стояли, но и выбора по участкам большого не было. В результате мы получили землю рядом с лесом и небольшим озером. Тогда же власти обещали, что сделают коммуникации за пару лет, после чего уже, по их словам, можно строиться. Мы сразу умножили эту цифру на два и ожидали, что в Каймарах можно будет спокойно строиться хотя бы в 2015–2016 годах», — рассказал Inkazan владелец одного из участков Александр.
По его словам, до сих пор на участке ничего не поменялось, только бывшее пустое поле уже заросло елками с человеческий рост. А без участия властей природа настолько очистилась, что вместо домов выросли грибы и ягоды.
«В результате мои родители устали ждать и переложили бремя строительства на меня — старшего ребенка. Только в 2019 году местами провели электричество, обещали также сделать газ, но пока не видно даже подвижек в этом направлении. Дорог по-прежнему нет, хотя бы из щебня, не говоря уже об асфальтированной. Из-за всего этого мы не можем начать строиться: на место ничего не привезешь, а если и довез — найдутся мародеры. Рассказывали, что у одной семьи украли бетонные плиты для фундамента», — продолжает Александр.
Мэр Казани Ильсур Метшин неоднократно говорил о проблемах с коммуникациями на таких территориях. «Мы используем малейшую возможность обратиться к федеральным органам власти, чтобы была принята национальная программа обеспечения инфраструктурой данной территории», — говорил он. Также градоначальник заявлял, что город включает участки в местные программы, но это получается сделать не везде.
В казанском исполкоме Inkazan ответили, что обеспечение инфраструктурой поселков для многодетных семей остается одним из проблемных вопросов.
«Строительство инженерных сетей на земельных участках, предоставленных многодетным семьям, является дорогостоящим проектом. Однако в федеральном законодательстве не прописаны источники и механизмы финансирования для обеспечения „многодетных“ участков инфраструктурой. Поэтому данная проблема актуальна не только в Казани, но и в целом по стране», — сообщили Inkazan в пресс-службе города.
В исполкоме рассказали, что сейчас есть возможность подключения электроснабжения на всех территориях, предоставляемых многодетным семьям. А вопрос газоснабжения будет рассматриваться после реализации проекта ПАО «Газпром» «Реконструкция газопровода „Миннибаево-Казань“ на участке 220 — 285 км» со строительством ГРС и сетей газораспределения. Здесь позиция властей неизменна, ровно такой же ответ они давали на запрос в прошлом году.
Семья председателя общественной организации «Многодетные семьи Татарстана» Артема Кузнецова также получила участок в Каймарах в 2013 году и тоже до сих пор не построилась.
«Причин несколько. За все эти годы нам там подсыпали центральную дорогу и провели электрические опоры. Но мы понимаем, что если строить дом, то нужна еще вода, нужна канализация и нужен газ. С газом проблема, проходящие магистрали не потянут поселок более 2,5 тысяч домовладений. Скважина — это тоже дорогое удовольствие, для наших семей это неподъемные деньги», — говорит он.
По словам Кузнецова, многодетные семьи часто встречаются с исполкомом, но там отвечают, что найти средства на такую большую программу не могут. Он рассказал, что еще в 2014 году к президенту России Владимиру Путину вместе с главой Татарстана Рустамом Миннихановым ездила многодетная мама из поселка, которая задавала этот вопрос.
«Президент сказал, что когда раздавали участки, они предполагали, что их будут раздавать вблизи населенных пунктов и городов, и дополнительных средств не потребуется. Поскольку выдали дальше, чем планировалось — ищите где хотите. В любом случае, здесь нужна новая программа, которая будет помогать семьям поднимать эти участки. Даже если сейчас провести туда газ, коммуникации — большая часть семей строиться не будет. Денег нет.», — считает Кузнецов.
Также он напомнил, что в России есть указ № 431 изданный еще экс-президентом России Борисом Ельциным, который Путин переиздал в 2003 году практически без изменений. В нем говорится о плановой помощи многодетным семьям, и одним из пунктов является обеспечение многодетных семей стройматериалами и субсидиями для строительства домов. Но этот указ сегодня не работает.
«Люди рвутся к этим участкам, как к панацее, но строиться не на что. Да и как жить за городом, если у тебя 5 детей, а там нет ни школ, ни детских садов, ни магазинов. Это 30 км от города, а не у всех многодетных машины есть. Я понимаю власти, „город-рай“ сложно построить, мы же не Иннополис, мы не бизнес проект, а просто социальное жилье, поэтому чувствуется остаточный принцип», — сказал он.