Posted 29 июня 2021, 09:08
Published 29 июня 2021, 09:08
Modified 18 сентября 2022, 11:58
Updated 18 сентября 2022, 11:58
На рубеже 2019–2020 годов казанские власти провели «аудит культурной жизни города» — самое масштабное исследование, организованное в российских городах-миллионниках. Абзалов отметил, что основной массив данных для анализа был собран до тотального локдауна. Поэтому самоизоляция не исказила результаты исследования. Власти изучили работу 38 государственных учреждений культуры и «некоторых негосударственных», опросили жителей и работников культуры.
«Накануне пандемии спрос на культурную инфраструктуру в Казани был в целом невысокий. Основной спрос казанцы предъявляют на обновленные парки, скверы и набережные. А вот учреждения культуры привлекательны лишь для 30% жителей. Особое внимание привлекает низкий интерес к учреждениям культуры со стороны молодежи. Только 17% казанцев от 18 до 25 лет посещают театры, музеи, выставки или концерты. Молодые казанцы предпочитают проводить свободное время дома», — сказал Абзалов.
По словам чиновника, дома молодежь делает то же самое, что могла бы делать в городских библиотеках, музеях, кинотеатрах. Согласно результатам исследования, 49% молодых казанцев смотрят кино и сериалы в интернете, 41% общаются с друзьями в мессенджерах, 40% читают книги. В Вахитовском районе города, отличающемся обилием учреждения культуры, оставаться дома предпочитают 39% молодежи. В других районах, менее насыщенных соответствующей инфраструктурой, — более 50%.
«Анализ коммуникаций говорит, что это происходит потому, что они (учреждения культуры — Inkazan) не умеют говорить с молодежью на понятном им языке и на интересные им темы», — сказал Абзалов.
Примечательно, что наряду с парками и скверами, за строительство которых отвечала помощник главы Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова, среди молодежи стал популярен еще один ее проект — Национальная библиотека в здании НКЦ. Абзалов признал: до переезда учреждения в реконструированное здание из дома Ушковой его посещал лишь 1% горожан, большинство приходили смотреть на интерьеры особняка.
«Популярность разных видов учреждений среди казанцев не зависит от количества таких учреждений. На конец 2019 года театры и концертные площадки популярнее многочисленных музеев, домов культуры и библиотек. Значит ли, что театры и концертные залы — это более популярный тип учреждений? Может быть, нужно закрыть библиотеки и открывать только театры? Но дело не совсем в этом. Если посмотреть по другим городам, там картина популярности может быть иной», — сказал Абзалов.
В пример чиновник привел Москву, жители которой предпочитают музеи, и США, где спросом пользуются библиотеки. В Казани одной из наиболее популярных локаций стала уже упоминаемая Национальная библиотека. В то же время 45% горожан не посещают культурных учреждений, большинство из них мужчины. 12% казанцев ходят в такие места раз в полгода. Люди объясняют это нехваткой времени и денег. Исследование показывает, что горожане просто выбирают другие активности.
«Это выбор вследствие недостатка качества предложения в сфере культуры или отсутствия привычки посещать учреждения культуры. Факты, собранные в исследовании, говорят нам, что популярность зависит не от его типа, а от качества его предложения. Когда учреждение культуры предоставляет пространство и услуги по современным стандартам качества, мы видим большой спрос», — заявил Абзалов. Результаты анализа чиновник назвал «безрадостной картинкой».
Власти надеются изменить ситуацию реализацией ряда шагов:
— обновить культурную инфраструктуру — как самих пространств, так и форматов их работы, например, планируется пересмотреть режим работы библиотек;
— научить учреждения культуры общаться с людьми вживую и в соцсетях: сейчас многие организации пишут с ошибками и не могут корректно говорить с посетителями;
— повысить число культурной инфраструктуры в спальных районах и решить транспортную проблему, из-за которой люди не могут добраться до учреждений;
— побороть «кадровый голод»: сейчас в сфере культуры мало вакансий, низкие зарплаты, а талантливые люди стараются уехать из города или поменять специализацию.
Еще один шаг — создание портала «Карта культурных возможностей». Он должен объединить информацию об активностях государственных и частных организаций. Впрочем, это будущее. Пока власти намерены начать с «малых шагов цифровизации»: заняться «билетным хозяйством», согласовать работу уличных музыкантов.