Posted 2 июля 2021, 19:00
Published 2 июля 2021, 19:00
Modified 18 сентября 2022, 11:58
Updated 18 сентября 2022, 11:58
Лилия и ее мама-пенсионерка живут в доме 1957 года постройки, который находится ниже других. По их словам, вода пришла мгновенно.
«Все холодильники, все перевернулось. Все постели, шифоньеры — буквально все затоплено. Вы знаете, как стремительно — в мгновенье», — рассказала мама Лилии.
Женщинам пришлось выбираться из дома через окно.
«Я пыталась дозвониться до службы спасения. С первого раза мне никто не ответил. Где-то только через полчаса я умудрилась дозвониться. У нас уровень был уже 60 см. Только через 2 часа позвонил полицейский, сказал: „По Казани такая обстановка сложная, мы бы вам хотели помочь, но пока не можем“», — рассказала корреспонденту Лилия.
Потоки воды перевернули холодильник, микроволновку, кровати и матрасы, вскрылись полы. Вещи пришли в негодность. Сейчас вода ушла из дома, оставив после себя на полу слой грязи, но задержалась в огороде, где еще вчера все цвело и пахло. А сейчас там ил засасывает резиновые сапоги. Вода погромила теплицы, посаженные цветы и перцы придется выкинуть.
«У меня даже баки плавали! Каким должен быть напор воды, чтобы бак уплыл?!», — вопрошала мама Лилии.
Дом не был застрахован, а значит хозяйки не могут рассчитывать на выплаты.
«Нас уже не страхуют. Отказывают в страховке из-за того, что у нас постоянно такая обстановка», — пояснила Лилия, имея в виду такой же потоп 10-летней давности.
Валерия потоп застал во время сборов на работу.
«Будильник прозвенел примерно в 4.40. Я на работу собирался, а в 5 часов услышал, что вода журчит с другой стороны стены. Потом мама забежала в комнату и говорит: „В туалете вода появилась“. Я побежал, а вода уже в зале. И так быстро — это было в 5.10», — рассказал Валерий.
С 5 до 6 утра он с мамой Розалией Исмагиловной эвакуировался. Одеваться пришлось на столе. Успев захватить только документы и кое-какие вещи, они вылезли через окно. К тому моменту холодильник, диваны плавали, как и гнилые доски, которые Валерий планировал заменить. Когда мы разговаривали, вода все еще оставалась в подполе.
Вызвать экстренные службы у хозяев не получилось.
«Никто трубки не берет. До МЧС вообще не смог дозвониться, сколько бы раз ни пытался. В справочную ни разу не дозвонился, хотел через нее узнать, какие телефоны еще есть. Видимо, им не до нас, наверно, поважнее дела есть», — с горечью отметил собеседник.
Дом в Первомайском — их единственное жилище.
«Не знаем, где ночевать сегодня будем. У нас все мокрое», — сокрушался Валерий.
Он и Розалия Исмагиловна переехали в дом всего пару лет назад. По словам мужчины, прежние хозяева пытались скрыть ситуацию с подтоплениями. Дом не застрахован, поэтому как его восстанавливать, Валерий пока не понимает.
Inkazan направил запрос городским властям по поводу временного жилья для Валерия и Розалии Исмагиловны и компенсаций пострадавшим. Уже после того, как корреспондент уехал из поселка, туда прибыл глава администрации Вахитовского и Приволжского районов Марат Закиров. Он пообещал героям статьи временное жилье. Как сообщил нам позже Валерий, им предоставили двухместный номер в гостинице на неделю, а дальше — по ситуации.
Но компенсаций не будет, их можно добиться только через суд. В ответ на наш запрос пресс-служба подтвердила, что администрация не имеет полномочий и возможности компенсировать жителям убытки из-за дождя.
Еще одну семью корреспондентка застала за таким необычным занятием, как черпание воды из дивана. Если из огорода ее выкачали при помощи насоса, то приводить дом в порядок пришлось вручную. По словам главы семейства Фарида, в момент потопа вода была по колено.
«Все продукты утонули, которые были на столе и в холодильнике», — рассказал он.
Всю технику пришлось срочно поднимать на верх шкафов. Несмотря на сырость и ил, семья собирается ночевать в доме.
«А как мы дом-то бросим? Конечно, здесь. Клеенку постелим и будем ночевать», — рассказала супруга Фарида.
Хозяева дома тоже не могли дозвониться до спасателей.
«Они трубку не берут. Никто. Говорят, спасайтесь сами, на крышу залезайте», — отметили они.
Дом застрахован, поэтому, как только его приведут в порядок, семья обратится за страховыми выплатами.
В 6 утра Назико вышла из дома, и на нее хлынула вода. В считанные минуты уровень достиг полуметра, а потом — по пояс людям.
«Меня снесло, я чуть не уплыла. Когда стала переходить (дорогу со стороны соседей — Inkazan), еле удержалась. Волны как на море были», — рассказала женщина.
Вода затопила машину. Работает ли автомобиль, хозяйка пока не знает.
Во дворе корреспондент заметил перья. Это все что осталось от кур Веры Михайловны, проживающей в этом же доме.
«Они у меня были в курятнике, но там вода поднялась. Она и домой зашла, я сейчас и дома убираюсь», — пожаловалась собеседница.
Дом Веры Михайловны расположен в конце улицы, за двором находится дренажная канава. В этом месте постоянно скапливается мусор. На это раз жители собрали такой «урожай»: бревна, баки, бутыли. А однажды «приплыл» поросенок, как полагает Вера Михайловна, с мясокомбината. Канаву приходится расчищать ее детям.
Несмотря на то, что они сами вылавливают и вывозят мусор, экологи посчитали, что именно они его разбрасывают и однажды даже оштрафовали.
Назико звонила в экстренные службы, но и сюда они не приехали.
«МЧС вызывали, никто не едет. Куда еще обращаться? Сами уже выливаем воду» — посетовала она.
Страховка у нее есть, но выплаты, видимо, будет не легко получить.
«Сейчас позвонили, сказали, надо участкового вызывать, Гидрометцентр. Гидрометцентр трубки не берет, участковый не идет: «Я только вам посочувствовать могу"», — ответила корреспонденту Назико.
У въезда в поселок находятся две трубы-водостока. Вода, вытекающая оттуда, попадает в дренажную канаву, проходящую по всему поселку.
Сегодня утром канава переполнилась и вышла из берегов. Мосты, перекинутые через нее, оказались под водой. Почему? Как считает местный активист Сергей Николаев, все дело в том, что система не спроектирована на пропуск такого объема.
Поселок строился в 50-е годы, когда вместо Танкового кольца был овраг, а на месте Танкодрома, Первых и Вторых Горок поля.
«Осадки уходили частично в грунт, а частично в овраги, и все вытекало в Кабан. Сейчас Танкодром, Первые и Вторые Горки застроили, положили асфальт. С асфальта куда вода стекает? Она должна уйти в водостоки. Ливневка спроектирована без учета разрастания города. А эти две трубы, как были, так и остались», — объяснил Николаев.
Но Первомайский топило не из одного источника, а из двух. Потоки, «не нашедшие себе места» в канаве, стекали со стороны города прямо по асфальту. Поселок находится в низине, поэтому это было естественным выходом для воды.
Пройдя через весь поселок, потоки направились в озеро Средний Кабан. Альбина, которая прислала первые кадры потопа с утра, рассказала, что его берега сильно размыло. Вся грязь оказалась в озере.
В последний раз потоп такого масштаба был в Первомайском ровно десять лет назад. С тех практически ничего не изменилось, хотя местные жители обращались к властям. В поселок приехали новые люди, которые подняли свои участки. Поэтому в этот раз их почти не подтопило.
Во время обхода домов корреспондент и Николаев, который выступил проводником, заметили представителей исполком. Среди них был недавно назначенный председатель комитета внешнего благоустройства Игорь Саляхутдинов.
Представители исполкома обошли несколько домов и осмотрели дренажную канаву. На вопрос корреспондента Саляхутдинов кратко ответил, что нужно копать.
В МЧС Inkazan заявили, что их сотрудников «не привлекали к ликвидации последствий кратковременных ливневых дождей». На просьбу уточнить, обращались ли местные жители к спасателям и действительно ли к ним никто не приехал, корреспонденту ничего конкретного не ответили.
В Первомайском живут очень активные жители. Днем они самоорганизовались и объявили сбор пожертвований пострадавшим от потопа. Во вторник инициативную группу пригласили на встречу с властями, чтобы обсудить ситуацию с потопом.
Днем на место приехал глава администрации района Закиров, но корреспондент его уже не стал.