Posted 10 июля 2021, 13:12

Published 10 июля 2021, 13:12

Modified 12 сентября 2022, 03:43

Updated 12 сентября 2022, 03:43

Нужно правильно ставить приоритеты: кто спасает утопающую без ливневок Казань

10 июля 2021, 13:12
После сильных дождей Казань традиционно уходит под воду из-за неработающих или вовсе отсутствующих ливневок и прочей необходимой инфраструктуры. Местные власти каждый год отвечают одно — «денег нет». Есть ли у проблемы решение — в материале Inkazan.

Казанцы жалуются на затопленные улицы практически в любое время года, начиная с ранней весны, заканчивая морозами. Мэр города Ильсур Метшин сравнивал казанские ливневки с российским футболом, который принято всегда ругать. Это лето не стало исключением.

Ливни, прошедшие на прошлой неделе, превратили город в Венецию, особенно пострадал поселок Первомайский. Тогда Метшин заявил, что в течение часа в Казани выпала двухнедельная норма осадков. По словам градоначальника, ни один город не придумал решение проблемы в такую аномальную погоду.

Но чаще обычным ответом исполкома на запросы о ливневках является классическая фраза — денег нет. Метшин неоднократно говорил, что для решения проблемы нужна федеральная программа, и это «большая головная боль» для мэра любого муниципалитета. К примеру, в Набережных Челнах чтобы решить этот вопрос нужно 6 млрд рублей.

В Казани всего 430 км ливневой канализации, основная часть была построена в советское время — от 40 до 60 лет назад. В прошлом году Метшин говорил, что на ливневки городу необходимо порядка 3,5–3,7 миллиарда рублей. А возможности бюджета сегодня ограничены только 250 миллионами, которые город тратит на прочистку ливневок.

«Бюджетное устройство законодательства расписано так, что Казань собирает порядка 170 миллиардов, а в самой Казани остается 30 миллиардов. Это данные по 2019 году. Но я еще самый счастливый мэр, которому так помогает президент. Но даже при этом я не имею возможности решить проблему ливневой канализации, потому что так устроен Бюджетный кодекс», — говорил Метшин.

Официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова, комментируя эту проблему заявила, что это «самый лучший ответ, что нет денег».

«Ответ „нет денег“ удобный, но не правильный. Это не значит, что не надо этим вопросом заниматься. Если есть какая-то необходимость в средствах, значит, надо идти, обосновывать, обращаться и запрашивать. Если просто ссылаться на то, что нет денег, проблема не решится», — сказала она.

Inkazan запросил в исполкоме информацию о том, обращался ли город к правительству республики с этим вопросом, но на момент публикации ответа не поступило.

По мнению депутата Госсовета от КПРФ Александра Комисарова, проблема ливневок является постоянной и не решается годами.

«Наши депутаты в Казгордуме и в Госсовете эту тему поднимали неоднократно. Сейчас мы только вышли из штаба, и рядом стоят две заглохшие машины, немецкий седан победили наши казанские ливневки. В районе театра кукол недавно поменяли асфальт, но сейчас там огромные лужи. Любой студент может нарисовать правильный уклон дороги, но почему-то у нас рабочие его сделать не могут. Город говорит, что у них нет средств, но их же нужно закладывать в разные проекты», — считает Комисаров.

Также депутат заявил, что к открытию собора Иконы Божией Матери, на которое приедет много гостей, в городе поменяли асфальт на дорогах, которые не были проблемными. Эти средства, по мнению Комисарова, можно было бы направить на ливневки.

«Сколько денег на это было потрачено? Нужно правильно ставить приоритеты, а не показухой заниматься. Мы показываем картинку кому-то, а для граждан пускаем все на самотек, они привыкли уже», — считает депутат.

Завкафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич заявил Inkazan, что деньги в этом вопросе играют важную роль, так как Казань — город с активным рельефом, и решать вопрос удаления ливневых вод самотеком удается не всегда.

«Город большой, и ливневки желательно прятать под землю в трубопроводную систему — это очень затратно. Конечно, можно где-то использовать возможности рельефа, открытые каналы, но в конечном итоге они должны зайти в закрытую систему канализации», — считает архитектор.

По мнению Дембича, этот вопрос также зависит от организации всех процессов освоения земельных участков на территории, потому что часть проблемы можно было бы перекладывать на застройщиков. Архитектор убежден, что они должны серьезнее относиться к решению этих задач и постепенно могли бы сращивать свои локальные стоки с городской системой.

«Для этого нужна тщательно проработанная ливневая канализация. Тогда можно было бы ее резать на кусочки и через каждый земельный участок сращивать эту систему. Это требует постоянной кропотливой работы. А так, чтобы единообразно решить проблему ливневой системы такого большого города — это малореальная задача. Для этого понадобится 12-15 лет», — сказал он.

По словам Светланы Калининой, координатора центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды, проблема с ливневками есть далеко не во всех субъектах России.

«Ливневки, которые делали наши деды 60 лет назад, сегодня в аварийном состоянии, их надо восстанавливать, коллекторная система тоже старая, по ней тоже необходимо проводить мероприятия. Казань идет по минимальному пути, она просто меняет асфальтовые покрытия и совершенно забыла про то, что система старая. У вас же в городе горка на горке, и понятно, что вода ищет низкое место», — сказала Калинина Inkazan.

По ее мнению, эти вопросы нужно поднимать на общественных комиссиях по благоустройству. Также Калинина посоветовала городу больше думать о будущем и строиться так, чтобы не приходилось трижды снимать асфальт и все переделывать.

На реплику о том, что «денег нет» эксперт ответила: «Ну только не у Казани. Я бы еще послушала про другие субъекты, но не про Татарстан. Просто идет неправильный подход по формированию комфортности и благоустройства территорий и расходования денег. Может лучше сделать не 600 площадей, а наполовину меньше, но качественно?», — сказала она.

Подпишитесь