Posted 12 июля 2021,, 12:54
Published 12 июля 2021,, 12:54
Modified 18 сентября 2022,, 12:01
Updated 18 сентября 2022,, 12:01
По сравнению с Россией, весь мир пьет гораздо больше безалкогольных напитков. Западная Европа опережает нас по потреблению в два раза, а такие лидеры как Аргентина и США — в три.
По словам Максима Фатеева, вице-президента Торгово-промышленной палаты России, в стране сформировалось доверие потребителя именно к российским безалкогольным напиткам. Сегодня рынок этой продукции на 90% состоит из товаров отечественного производителя.
По данным на 2020 год, финансовый объем рынка составляет 140 млрд рублей, а если в натуральном выражении, то 7,4 млрд литров. Большая часть продукции — это газировка и лимонад — 3,4 млрд литров. Соки и морсы выпускаются в объеме 2,5 млрд литров. Еще 1 млрд литров — это квас. Холодный чай выпускается в объеме 0,5 млрд литров. Зарубежные напитки не так популярны в России, но две трети рынка приходится на продукцию российских дочек «Пепсико» и «Кока-Колы».
Основными российскими производителями являются небольшие региональные компании. В Татарстане их целая линейка. К примеру, в Кукморе компания «Аква-Трейд» производит «Кукморский» лимонад. Свой производитель этого напитка есть и в Агрызском, Мамадышсом и Актанышском районах республики. В 2019 году пивоваренный завод Набережных Челнов запустил производство кваса и лимонада в жестяных банках под брендом «Булгарпиво». Ежегодно число желающих занять эту нишу только растет.
В Вольске Саратовской области компания «Плодовое-2009» выпускает соки и нектары. За время своей работы она попала в десятку крупнейших производителей в своей отрасли. Выручка в 2020 году составила около 1,4 млрд рублей. Весь бизнес строится на трех фруктах: яблоко, апельсин и персик. Но, по словам директора по продажам Михаила Лепезина, бизнес старается находить новые разработки и выводить на рынок необычные вкусы.
Лепезин рассказал, что сегодня на ниве соков растет доля собственных торговых марок, а брендов становится все меньше. В последнее время на рынке резко выросли затраты. Основная причина заключается в росте цен на один из главных ингредиентов — сахар. За 2020 год он подорожал на 64%.
Также беспокойство бизнеса вызывает цена на концентраты фруктов и ягод, не растущих в России. Сохранится ли на них нулевая таможенная пошлина — не известно. Руководство ТПП заявило, что уже обратилось в Евразийскую экономическую комиссию с этим вопросом. Экзотические фрукты нужны не только для безалкогольных напитков, но и для для детского питания. Если пошлина на эти товары поменяется, то цены резко возрастут.
Пока на Урале популярен Квас, а в Поволжье — морсы, Москву захватила комбуча. В целом по стране этот бизнес только начинается.
Одним из представителей сферы является Фиона Гикрамина, владелица компании «Хай кволити проджект». Выручка компании в прошлом году составила 20 млн рублей, а объемы продаж — 400 тысяч бутылок. Хозяйка производства заявляет, что готова к росту оборотов.
В производстве комбучи основная сумма уходит на зарплаты сотрубников — 37% от себестоимости, чуть меньше — 35% — это расходные материалы. Еще 10% от общей стоимости — аренда помещения. На сырье уходит лишь 8% затрат, наценка составляет 10%.
Девушка мечтает, что комбуча сможет вытеснить с российского рынка газировку и вино, так как молодежь все чаще выбирает натуральные напитки с небольшим количеством сахара.
О разумном потреблении говорили и в Торгово-промышленной палате. По словам Фатеева, несколько лет назад совместно с Союзом производителей безалкогольных напитков был заключен договор о том, что к 2024 году количество сахара должно быть снижено на 10%.