Posted 26 октября 2021,, 13:39

Published 26 октября 2021,, 13:39

Modified 18 сентября 2022,, 14:19

Updated 18 сентября 2022,, 14:19

Вокзал для одного: как дождаться поезда и не умереть от скуки

Вокзал для одного: как дождаться поезда и не умереть от скуки

26 октября 2021, 13:39
Фото: Inkazan.ru
Центральный железнодорожный вокзал — не только один из главных транспортных узлов Казани, но и красивое старинное здание с современной начинкой. Как скоротать время в ожидании поезда и чем развлечь себя на вокзале — в материале Inkazan.

В Казани работают два железнодорожных вокзала. Хотя расположенный на севере города «Казань-2» открыли еще к Универсиаде, многие до сих пор путают станции, нередко опаздывая на поезда. Центральный железнодорожный вокзал Казани расположен в сердце столицы Татарстана — в десяти минутах ходьбы от Казанского Кремля. Удобное местонахождение делает его одним из главных транспортных узлов города и своеобразными воротами в Казань.

В дни Чемпионата Мира по футболу через него проходило по 7-8 тысяч пассажиров в сутки, хотя в обычные дни через вокзал проходили по 3,5-4 тысячи человек в день. В 2019 году только пригородные поезда перевезли 1,8 млн пассажиров. Сегодня казанский вокзал обслуживает около 8 млн человек в год, имеет 15 путей, несколько низких платформ и крытый надземный переход-конкорс над путями с лифтами на всех основных платформах.

Место с историей: от ослиных черепов до разрушительного пожара

Активное строительство железных дорог в России в 1870 — 1880-х годах сначала обошло столицу Татарстана стороной. Долгие годы главной транспортной артерией оставалась Волга. И жителям Казани, чтобы доехать, например, до Москвы, нужно было плыть на пароме до Нижнего Новгорода, а там пересаживаться на поезд.

Новость о строительстве прямой железной дороги вызвала немалую радость, однако правительство выделило под застройку территории бедных и самых криминальных кварталов Казани в Мокрой и Ямской слободе. В районе было 8 ночлежек для нищих, не было водопровода, канализации. Плохо мощеные улицы практически не освещались. Ночлежки, трактиры и постоялые дворы носили дурную славу мест, где постоянно случались пьяные драки, поножовщина и преступления.

Но строилась железная дорога, а вместе с ней обустраивалась территория под будущую станцию и вокзал. Снос ветхих домов, ночлежек и постоялых дворов обошелся в огромную сумму — 650 000 рублей. И именно благодаря прокладке железной дороги, Казань избавилась от самого криминального района.

Так, в 1893 году Москву и Казань соединила первая железнодорожная ветка. Первый паровозный свисток пассажирского поезда, прибывшего в Казань, раздался над городом 11 июня 1894 года. Торжество носило чисто домашний характер. На его проведение из бюджета города выделили 60 рублей, но потратили 30 рублей, остальные пожертвовали Обществу трезвости.

Во время исторического отправления поезда уже из Казани в Москву не обошлось без конфуза. Историки пишут, что некто, хорошо отдохнув в ресторане, влез в кабину паровоза и стал «крутить колесики и двигать рычажки». Состав неожиданно тронулся и начал набирать ход. Пассажиры, не дослушав торжественную речь, пустились вдогонку. На их счастье, скоро в топке иссяк запас угля. Поезд дошел лишь до деревни Игумново, ныне станции Лагерной.

В те времена путь до Москвы был не самым приятным путешествием, «Казанский телеграф» писал, что «Московский поезд доставил пассажиров в таком изможденном виде, что некоторых из них затруднялись узнать даже родные и близкие».

В первое время состав состоял всего из четырех старых вагонов, один из которых был повышенной комфортности и назывался «микст». Но даже в нем зимой пассажиром приходилось греться водкой и укрываться шубами, поэтому до конечной точки все приезжали уже пьяными.

Казанская железная дорога была стратегически важна для страны. Ее строительство не останавливалось даже в самые сложные годы. Во времена Гражданской войны, когда во всех отраслях царила разруха, на магистраль «Казань-Екатеринбург» жертвовали деньги как «красные», так и «белые». Только адмирал Колчак выделил на строительство 15 млн рублей из золотого фонда страны.

Стоит отметить, что здание вокзала в Казани было спроектировано знаменитым архитектором Генрихом Рушем,, но вряд ли его можно назвать оригинальным. Его изображение есть в «Альбоме типовых фасадов», рекомендуемых к использованию на железных дорогах России. При этом строительство вокзала стоило городу 300 тысяч рублей — немалой по тем временам суммы.

Во время освящения вокзала газета «Волжский вестник» подробно описывала новое сооружение: «Длина здания 40 саженей, высота до крыши — 5 саженей, высота с крышей 6,5 саженей, высота центрального выступа без флагштока — 10 саженей, с флагштоком — 15. Высота боковых выступов без фронтонов — 6 саженей, с фронтоном — 8 саженей, ширина — 15 саженей».

Тогда на вокзале были залы трех классов, ресторан и уборные. На втором этаже располагалась почта, контора, телеграф, а также была квартира начальника станции. Сами залы были покрашены в нежно-лимонный цвет, а внутри стояла красивая мебель. Фасад вокзала был украшен гербами 16 губерний, через которые на тот момент проходила железная дорога.

В архиве сохранился другой проект здания вокзала в Казани — на чертежах видно импозантное здание в ярко выраженном «восточном вкусе». Но, как сейчас принято говорить, не срослось.

Городская легенда гласит, что при раскопке котлована под здание вокзала рабочие наткнулись на кучу ослиных черепов. Местная пресса без устали иронизировала по этому поводу, а горожане якобы раскупили черепа в качестве сувениров, отдавая по пять копеек за штуку.

К сожалению, в 1992 году сильный пожар фактически уничтожил здание, от него остались только стены и фундамент. Восстановить помещение удалось только в преддверии празднования 1000-летия города к 1997 году. После ремонта существенно увеличилась вместительность вокзала, теперь в нем могут одновременно находиться до 750 человек. В начале нулевых город планировал провести еще одну масштабную реконструкцию. Но она коснулась только пригородного вокзала.

Сегодня главной постройке Привокзальной площади присвоен статус памятника истории и культуры регионального значения. А изображение самого здания нередко можно встретить на сувенирах. Те, кто впервые приезжает в столицу Татарстана, нередко отмечают помпезность и внутреннего убранства здания: окна в два этажа, многоярусную люстру и лепнину.

Здание пригородных касс построено в 1967 году и реконструировано в 2005-м, к 1000-летию города. После нее от старой постройки сохранилось только огромное мозаичное панно с изображением татарской девушки на одной из стен, ставшее городской достопримечательностью. В 2013 году перед Универсиадой на вокзале вновь провели ремонт. Тогда начальник железнодорожного вокзала Казань -1, Тагир Якупов рассказал местным СМИ: «Полностью обновлено справочно-информационное обеспечение. Диктор объявляет поезда на трех языках. Заменены все табло, платформенные указатели, система громкоговорящей связи. Полностью обновлена и значительно серьезно модернизирована система видеонаблюдения».

Современная начинка: от терминалов до открыток

Несмотря на всю «историчность», внутри оба вокзала полностью соответствуют XXI веку: новые технологии везде — от терминалов по продаже билетов до интерактивных карт с описанием города. Очевидно, что руководство РЖД стремиться идти в ногу со временем, начиняя древние вокзалы самыми последними технологическими новинками.

Начнем с того, что чтобы попасть с площади внутрь обоих зданий, необходимо пройти рамки металлодетектора и провести багаж через сканер. После прохождения контроля, открывается доступ ко всем необходимые услуги, в том числе и наиболее современным — терминалам для продажи билетов с бесконтактными системами оплаты, рядом с которыми стоят сотрудники вокзала, готовые помочь с оформлением билетов.

Впрочем, большая часть людей выбирает обычные кассы. Даже очереди никого не смущают.

— «Давай вот здесь купим», — говорила у одного из таких терминалов молодая девушка взрослой женщине.

— «А ты знаешь как? Пойдем, там все сами сделают», — ответила вторая.

Места для ожидания отправления есть на обоих этажах здания пригородных касс. Скоротать время можно у постаматов с едой и напитками, киосков с сувенирами. Главный плюс — зарядка для телефона. Если раньше нужно было «караулить» свой гаджет у розетки, сейчас установлены специальные ячейки, которые открываются по личному коду. Но и розетки есть в прямом смысле на каждом столбе.

Пока телефон заряжается, можно полистать большую интерактивную карту Казани. На ней — главные достопримечательности и спортивные объекты города, оставшиеся в наследство от крупных спортивных мероприятий, их история и расположение.

Для детей на втором этаже есть большая игровая комната. Правда, из-за коронавируса она закрыта, поэтому «детская» часть вокзала выглядит пустующей.

Еще одним ноу-хау стал «привет» с вокзала. Если отсканировать QR-код, наклеенный на один из столбов, можно отправить открытку вашему знакомому. Правда почему-то адресату приходит из «Привет из Зеленодольска», но посчитаем, что главное — внимание и возможность развлечься во время ожидания отправки.

На первом этаже пригородных касс располагается медпункт. По иронии судьбы, именно в момент пребывания корреспондента Inkazan на вокзале к медикам отвели человека — оказалось, что он просто перебрал с алкоголем. В туалете, кроме всего необходимого, есть столик для пеленания детей.

В старом здании вокзала все тоже давно цифровизировано. Там располагаются камеры хранения, небольшое кафе, а также залы ожидания. Но все это затмевает богатое убранство интерьера, в котором приятно наблюдать за проходящими поездами.

«На вокзале „Казань-1“ установлены автоматические камеры хранения, которые не требуют помощи посторонних людей. Это современные камеры, которые соответствуют требованиям безопасности и работают в режиме самообслуживания. Два года назад на территории вокзала „Казань-1“ было установлено три новых информационных табло, на которых транслируется расписание поездов», — рассказал Inkazan Якубов.

По его словам, на сегодняшний день средний пассажиропоток на вокзале «Казань-1», если говорить о пригородных и поездах дальнего следования, составляет порядка 5-6 тысяч человек в сутки. Традиционно, наивысшие показатели по перевозкам пассажиров фиксируются в период новогодних праздников.

Сейчас власти республики обсуждают с руководством ОАО «РЖД» перенос пристанционного хозяйства от центрального вокзала Казани. Сам вокзал «Казань-1» остается: пассажирские поезда по-прежнему будут прибывать в центр столицы Татарстана, как это происходило с конца XIX века.

"