Posted 27 декабря 2021,, 15:20

Published 27 декабря 2021,, 15:20

Modified 18 сентября 2022,, 14:34

Updated 18 сентября 2022,, 14:34

Почему Татарстану пришлось закодироваться

27 декабря 2021, 15:20
В 2021 году Татарстан первым в России ввел QR-коды в общественном транспорте. За последние два коронавирусных года это стало самым громким ограничением в республике. Но протест населения быстро сошел на нет, как и сами проверки соблюдения новых правил. Как республика к этому пришла — в материале Inkazan.

С 30 октября в Татарстане начали требовать QR-код при входе в общественные места, что вызвало неодобрение значительной части общества. Мера стала предвестником более крупного ограничения: с 22 ноября «черные квадраты» начали требовать в общественном транспорте. В первые дни это привело фактически к коллапсу. Часть экспертов считала, что Татарстан стал полигоном для тестирования инициативы. Действительно, скоро законопроект о распространении опыта на всю Россиию появился в Госдуме, но его рассмотрение отложили. Народное возмущение плескалось в социальных сетях и вылилось в несанкционированный митинг у Казанского Кремля. Протест разогнали, а QR-коды начали проверять спустя рукава, если вообще проверять.

Татарстан проделал долгий путь к «черному квадрату». В декабре 2020 года статистика показала рекордное за всю пандемию число заболевших за сутки. Несмотря на это, в преддверии Нового года антиковидные ограничения смягчили. Полгода, согласно официальным данным, показатель держался на низком по сравнению с другими регионами уровне. Всплеск произошел в июне, когда власти вели активную прививочную кампанию, но речь шла о 35 заболевших за сутки во всей республике. Официальная статистика вызывала вопросы у населения. А в начале октября глава федерального минздрава Михаил Мурашко заявил, что Татарстан входит в число регионов, где ситуация с коронавирусом вызывает тревогу. Критика звучала и со стороны вице-премьера России Татьяны Голиковой.

В том же месяце Татарстан начал бить рекорд за рекордом по суточному приросту числа заболевших. Так, к концу октября это вылилось в очередное ужесточение антиковидных мер. Республиканские власти назвали это вынужденной мерой, объяснив, что заболеваемость растет быстро, а темпы вакцинации — нет. Мера оказалась действенной. По данным на конец декабря 2021 года, республика выполнила план по вакцинации на 92%. Поддержки среди населения такие решения не снискали: люди объединялись в социальных сетях, писали петиции и выходили на одиночные пикеты, в конце концов дойдя до Верховного суда Татарстана с иском к местному правительству и требованием отменить QR-коды.

Горожане писали против них петиции, выходили на одиночные пикеты, устраивали митинг под окнами исполкома и подавали в суды. Но Верховный суд республики дважды отказал в иске.Первое обращение суд отклонил, второе не принял. Глава регуправления Роспотребнадзора Марина Патяшина публично заявила: до Нового года отмены QR-кодов ждать не стоит, апеллируя к тому, что желающих привиться стало меньше. Официально суточный прирост числа заболевших весь декабрь неуклонно снижался, что позволило сделать послабления антиковидных ограничений на время праздников. Часть из них, например, та же проверка QR-кодов в транспорте, и без того действует выборочно — кондукторы не спрашивают у пассажиров о наличии «черного квадрата».

Судьба «куаризации» не только Татарстана, но и всей России действительно решится в 2022-году. В чью пользу — неясно: с одной стороны, темпы вакцинации не радуют, с другой — президент Владимир Путин потребовал не принуждать людей к прививке. Пока федеральным властям удается балансировать на тонкой грани народного недовольства QR-кодами, очевидно, что их введение в Татарстане ударило по авторитету в первую очередь местной власти. Впрочем, реальное отношение к правительству в целом продемонстрировал процент пресловутого коллективного иммунитета — низкий, как и эффект российской прививочной кампании.

«Коронавирус рассорил между собой очень многих людей, а это выгодно власти. Когда ругаются ковидники и антипрививочники, а не ищут того, кто действительно дискриминирует их права, это очень удобно. Но реальное отношение к власти показал процент вакцинации. Он как в Татарстане, так и по всей России очень низкий. Люди не доверяют не вакцине, а именно власти. Все эти ограничения сделали только хуже, многие ушли с работы, меньше людей стало пользоваться общественным транспортом, меньше ходят в торговые центры — все это привело к тому, что экономика лежит в обмороке»,заявил Inkazan татарстанский политолог Владимир Беляев.

"