Posted 29 декабря 2021,, 15:22

Published 29 декабря 2021,, 15:22

Modified 18 сентября 2022,, 14:34

Updated 18 сентября 2022,, 14:34

Вопрос на $3 млрд, или как клан Шаймиева распорядится потерей

29 декабря 2021, 15:22
В результате сделки по слиянию «СИБУРа» и «ТАИФа» главные члены «клана Шаймиева» — Сультеевы, Шигабутдиновы и Шаймиевы — выйдут в кэш. В руках акционеров татарстанской компании окажется около $3 млрд. Главная интрига — куда они вложат деньги. О том, как республика лишилась важного актива — в материале Inkazan.

Слухи о том, что «СИБУР» станет одним из владельцев активов татарстанской нефтехимической отрасли появились в 2007 году. Тогда конфликт между компанией и «Казаньоргсинтезом», грозивший вхождением в капитал предприятия «СИБУРа» и «Газпрома», удалось решить при вмешательстве первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

Председатель совета директоров «СИБУРа» Леонид Михельсон заявлял, что идея слияния нефтехимических активов родилась 10 лет назад. Однако до исполнения не доходила, пока не сложились два фактора: управленческий кризис в «ТАИФе», когда старшее поколение не могло эффективно принимать решения, а младшее этому еще не научилось, и «воля свыше».

Она проявилась в декабре 2020 года, когда президент России Владимир Путин провел совещание по нефтегазохимии, сделав акцент на развитии отрасли. Уже в апреле 2021 года стороны подписали документ о подготовке к слиянию. «Федеральное правительство приняло такое решение, чтобы реализовывать большие проекты в нефтегазовой сфере», — заявлял глава Татарстана Рустам Минниханов.

Осознавая неизбежность потери актива власти республики постарались не упасть в грязь лицом: стороны подписали соглашение о том, что «СИБУР» будет оставлять часть налогов в регионе, вкладываться в социальную отрасль — этого ожидает Нижнекамск, так и не расцветший во время присутствия в городе «ТАИФа», не бросать футбольный клуб «Рубин». Впрочем, часть непрофильных активов останется за татарстанцами.

«Получается, что нынешние собственники ТАИФа фактически теряют над ним контроль — Минниханову теперь не нужно общаться с руководством ТАИФа, есть возможность общаться с руководством СИБУРа. Это наверняка повысит эффективность получения социальных инвестиций. <…> Инвестиции, может быть, даже станут больше чем, раньше, но они будут более адресные, менее имиджевые. То есть скорее на дело, чем на демонстрацию присутствия социальных возможностей», заявил Inkazan главный редактор издания «Нефть и капитал» Владимир Бобылев.

Планы у «СИБУРа» действительно большие: объединенная компания должна войти в топ-5 мировых лидеров по производству полиолефинов и каучуков и активно инвестировать в свое развитие. Активы — среди которых «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим» и ТГК-16 — перешли не напрямую из рук в руки, а через подчиненную «СИБУРу» объединенную компанию АО «ТМ».

«У СИБУРа масштабная инвестпрограмма, плюс ко всему — с учетом набора активов, опыта, управленческих компетенций и позиции на российском и мировом рынках — у него достаточно высокие возможности по привлечению финансирования. Думаю, что для татарстанских нефтегазохимических активов это, скорее всего, плюс. Потому что финансовая ситуация у ТАИФа последние два года не выдающаяся»,заявил Inkazan главный редактор издания «Нефть и капитал» Владимир Бобылев.

Часть менеджеров «ТАИФа» получили должности в правлении компании, акционеры — 15% акций «СИБУР Холдинга» и вышли в кэш через получение облигаций «СИБУРа». Как они распорядятся деньгами — порядка $3 млрд — вопрос открытый: выведут деньги за границу, вложатся в бизнес или — как семья Муртазы Рахимова в Башкирии — направят их на социальные проекты.

Советник гендиректора «ТАИФа» Альберт Шигабутдинов заявил, что инвестировать будут в отрасли, где рентабельность составляет не менее 20%. «Нефтехимическая промышленность, крупнотоннажная и малотоннажная химия. Много проектов, связанных с другими видами деятельности, это и работа на рынке ценных бумаг, на финансовых рынках», — цитирует его «БО».

«Думаю, они в любом случае будут пытаться инвестировать во что-то за рубежом, то есть каким-то образом вывести эти деньги. Другое дело, что как показывают последние сделки с окэшиванием прежних акционеров, далеко не всем из них удается вывести средства из России. Наверняка будет какая-то негласная договоренность о том, какое количество средств они должны будут инвестировать и во что на территории России. <…> Вложатся, в конце концов, в свои маленькие компании, прикупят что-нибудь, каких-нибудь акций „Газпромбанка“ и будут счастливы», заявил Inkazan главный редактор издания «Нефть и капитал» Владимир Бобылев.

"