Posted 5 января 2022,, 15:20

Published 5 января 2022,, 15:20

Modified 18 сентября 2022,, 14:37

Updated 18 сентября 2022,, 14:37

Инфраструктурщина, да и только: как Казань спорила о поселках и повышала тарифы

5 января 2022, 15:20
Машины, превращающиеся в лодки после ливней, речки с фекалиями, забывчивые застройщики — это стало казанскими мемами. Горожане научились с юмором относиться к проблемам. Но жителей поселков они, скорее, доводят до отчаяния. Какие вопросы реанимировали в 2021 году, какие решили — в материале Inkazan.

Если в прошлом году экс-министр образования Татарстана Рафис Бурганов был не против того, чтобы классные руководители «ставили на колени» родителей, то в этом году в снег присели сами дети. Драмы было не меньше: жители поселков Старая и Новая Вишневки, Привольный пытались хоть как-то привлечь внимание к тому, что в жилом массиве с 1,2 тысячи школьников нет образовательного учреждения. Даже после скандала вопрос, когда они появятся, остается без ответа.

Депутат Госсовета Татарстана Фадбир Сафин сетовал, что не обеспеченные инфраструктурой жилые массивы появляются на окраине, где было достаточно места для создания школ, детсадов. Но, например, на 20-тысячный ЖК «Солнечный город» приходится всего одна школа, во вторую смену учатся даже младшеклассники. По мнению депутата, руководство республики не может следить за всем, этим должны заниматься люди на местах. Они, как показывает практика, этим не занимаются.

Проблемы с транспортом, социальной инфраструктурой, мусором присущи не только »хаотично застраивающимся» коттеджным поселкам, как их называют городские власти. Претензии звучат из новых жилых комплексов, которые возводили конкретные застройщики: «Ак Барс Дом» не позаботился об обеспечении «Солнечного города» школами и детсадами, а «Унистрой» решил прорубить путь к цивилизации для своей «Беседы» через Солдатский лес.

А пока учащимся с окраин Казани приходится вставать в 5 утра, чтобы преодолеть многокилометровые пробки и успеть на уроки. Заторы — проблема не только «вишневского» и «солнечногорского» направлений. Они наблюдаются практически на всех выездах из Казани. Решение есть, хоть и не быстрое.

К 2026 году планируется построить Вознесенский тракт в восточном направлении, к 2025 — дорогу-дублер Горьковского шоссе. Общая стоимость проектов превышает 30 млрд рублей. Строится Большое Казанское кольцо. Но учитывая, что автомобилизация растает, к моменту ввода этих дорог их может оказаться недостаточно.

На звание «вечной» может претендовать еще одна проблема — коммунальное хозяйство. После очередных воззваний МУП «Водоканал» и череды крупных провалов на дорогах власти решили начать поиски денег на реконструкцию сетей водоснабжения и водоотведения. Требуется 65 млрд рублей на обновление 10 коллекторов и 70% труб, ставших ветхими или аварийными.

Справедливость планируют обнаружить на федеральном уровне. Там действительно дали денег, но только 12,3 млрд и в рамках инфраструктурного кредита. Общей для всей страны программы по ремонту на горизонте не видно. Казанские власти подстраховались и повысили тарифы: в 2022 году платежи за водоснабжение вырастут почти на 11%, за водоотведение — на 41%.

А пока Казань топит. Не только из-за прорывов сетей, но и из-за засорившихся ливневок. В этом году их вручную очищали не только рабочие коммунальных служб, но и дети. К таким ЧП городские власти приучают с младенчества. Впрочем, в этом году негатив пытались нивелировать: исполком завел Telegram-канал, где публикует контакты коммунальных служб и отчеты при каждом потопе, превращении дорог в каток и других локальных «катаклизмах».

Зимой стихия тоже оставляет коммунальщиков в покое. Как и в предыдущие годы, Казани не хватает дворников и водителей снегоуборочной техники. В этом году их искали в селах, пытались повысить зарплату, но дефицит остался. Сложные отношения мэрии Казани с природой непредсказуемы: коллапсы случались даже в малоснежные зимы.

Инфраструктурные проблемы — хроническая «болячка» многих, если не всех российских городов. Но это не оправдывает ее многолетнее игнорирование со стороны чиновников. Например, упоминавшимся в начале Вишневке и Привольному, как и в предыдущие 10 лет, пообещали школу. Но как выяснил Inkazan осенью, на участках, выделенных под учреждение, по-прежнему стоял пустырь.

Зато казанцы получают новые обещания: для решения транспортных вопросов «один из ведущих исследовательских институтов» разработает новую маршрутную сеть. Деньги на ремонт труб и дальше будут выпрашивать в Москве. А некоторые проблемы наверняка останутся в категории вечных.

"