Posted 6 января 2022,, 15:20

Published 6 января 2022,, 15:20

Modified 18 сентября 2022,, 14:37

Updated 18 сентября 2022,, 14:37

«Сразу на рельсы не поставишь»: что не так с казанскими трамваями

6 января 2022, 15:20
Просидевший 17 лет в кресле главы МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов покинул должность в мае 2021 года. К тому времени горящий трамвай стал символом Казани — это ужасало людей не только в столице Татарстана, но и за ее пределами. Новое руководство взялось исправлять ситуацию и тоже споткнулось.

В начале декабря 2021 года в Казани впервые за три месяца с рельсов сошел трамвай. «Ладно хоть не горят», — прокомментировали ситуацию пользователи социальных сетей. После движение рельсового транспорта не раз останавливалось из-за обрыва контактных сетей и ряда других причин. Все это происходило при новом руководстве «Метроэлектротранса».

В 2020 году казанцы устали возмущаться горящими и сходящими с рельсов трамваями — это не считая других, более мелких ЧП с рельсовым транспортом — и начали шутить над происходящим. Тем временем ситуация достигла таких масштабов, что тогда еще министру транспорта Татарстана Фариту Ханифову пришлось публично извиняться перед жителями. Через пять месяцев после этого инцидента Галявов покинул «Метроэлектротранс». Напоследок признавшись, что теперь он «самый счастливый человек». И сел в кресло руководителя «Таткоммунэнерго».

Ношу, от которой избавили Галявова, возложили на плечи теперь уже экс-главы комитета по транспорту Казани Айдара Абдулхакова. В 2005 году он провел в столице Татарстана масштабную транспортную реформу, в рамках которой демонтировали часть трамвайных путей, заменив их троллейбусными маршрутами. Новый руководитель дал горожанам надежду, точнее создал ощущение, что работа кипит: в первые два месяца после назначения Абдулхакова власти назвали причину проблем и пообещали решить их «в кратчайшие сроки время».

МУП отчитывался: трамваи прошли необходимый ремонт, транспорт с неисправностями не выпускается на линию, зарплата сотрудников предприятия растет. Параллельно у всех на виду, в центре города начали перекладывать рельсы, становившиеся причиной аварий. Абдулхаков внедрил незавершенные прежним руководством «Метроэлектротранса» проекты — ввел тариф оплаты проезда с пересадками и возможность купить билеты через приложение. Оба нововведения популярности не снискали.

«Метроэлектротранс» пошел на переговоры с урбанистами, обсуждая возможное появление новой трамвайной остановки у Кремлевской набережной, и делал перспективные заявления о грядущем появлении в Казани первого в России беспилотного метрополитена. Не обошлось без громких заявлений — Абдулхаков выступил против движения такси по выделенным полосам, и жалоб на нехватку персонала и необходимость ремонта рельсов и контактной сети, денег на который у города, естественно, нет.

В то же время на предприятии до сих пор не проведен аудит — об этом просили местные депутаты от КПРФ, поэтому понять, принадлежат заслуги и провалы старому или новому руководителю, невозможно. При этом, согласно новой схеме организации транспортного обслуживания населения, в ближайшее десятилетие город будет делать ставку именно на развитие электротранспорта. Пока же МУП под руководством Абдулхакова делает упор на публичность и PR.

«То, что трамваи горели, — это вина предыдущего руководителя. Его отставки недостаточно относительно того ущерба, который он нанес и экономически и репутационно. Но сейчас говорить, что негорящие трамваи — это заслуга нового руководителя, нет. Это его работа. В целом работу Абдулхакова можно оценить скорее отрицательно. При такой PR-активности мы не видим конкретных финансовых показателей и программы модернизации. Абдулхаков не чужой человек, и за прошедшее время он мог подготовить соответствующие документы. Публичность, конечно, хорошо, но ее нужно подкреплять результатами. Понятно, что такое большое хозяйство сразу на рельсы не поставишь», заявил Inkazan депутат Казгордумы от КПРФ Алексей Серов.

"