Posted 20 января 2022,, 16:31

Published 20 января 2022,, 16:31

Modified 18 сентября 2022,, 14:40

Updated 18 сентября 2022,, 14:40

От побегов до «забытых» заключенных: как работает УФСИН в Татарстане

20 января 2022, 16:31
О том, кто сидит в татарстанских СИЗО, каких преступлений стало больше, и как нарушаются права осужденных — в материале Inkazan.

В Казани прошла итоговая коллегия Управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Татарстану. Начальник управления Эдуард Хиалеев отчитался, что всего в следственных изоляторах (СИЗО) и исправительных учреждениях республики находятся 9 202 человека.

В учреждениях не было побегов, массовых беспорядков и других преступлений, поэтому «большой коллектив справился с поставленными задачами». «Оперативная обстановка в учреждениях остается сложной, но контролируемой», — сказал он.

Кто сидит в Татарстане

Арестованных и осужденных в Татарстане становится меньше, но преступления, которые они совершают, все более тяжкие. По статистике:

— Каждый третий отбывает наказание за совершение убийства или другого тяжкого преступления.

— 40% осужденных — рецидивист

— 228 человек нарушили половую неприкосновенность

— Треть осужденных занимались незаконным оборотом наркотиков

— 20 человек совершили преступления террористической направленности

— Более 50% осужденных нуждаются в коррекции личности

— 164 имеют психические патологии и низкий интеллект

В 2021 году заключенные Татарстана 7 раз нападали на представителей администрации учреждения. В свою очередь, сотрудники УФСИН применяли к ним силу 74 раза. Но, по словам Хиалеева, их действия были законными.

Глава УФСИН рассказал, что управление работает с осужденными, имеющими татуировки с символами экстремистских организаций. В 2021 году за это к административной ответственности привлекли 76 человек, 55 из них демонстрировали атрибутику или символику АУЕ*.

*АУЕ (движение включено в перечень запрещенных экстремистских организаций)

Перспективы от хлебозавода до «Камаза»

В Татарстане заключенные могут получить профессиональное образование в 9 учебных. За 9 месяцев можно отучиться на одну из 52 специальностей. В прошлом году обучение прошли 2 075 человек

Принудительные работы вместо лишения свободы выполняют 3 тысячи осужденных. Для этого есть исправительный центр № 1 в Казани, где трудятся 300 человек, и нижнекамский участок при исправительной колонии № 4, где работают 100 человек. Осуждённые также работают на «Хлебозаводе № 3», «Урман», «Аромат», а также на «КамАЗе».

По словам заместителя начальника УФСИН по Татарстану Андрея Яковенко, максимальная зарплата осужденных может достигать 35 тысяч рублей. Однако средняя зарплата по региону — 9 тысяч.

«Есть люди, которые на протяжении десяти лет ничего не делали, есть люди с низкой социальной ответственностью. Говорить о зарплате приходится только на втором-третьем месяце их привлечения к труду», — рассказал он.

Хиалеев заявил, что особое место отводится духовно-нравственному воспитанию заключенных: для них работают мечети и дома молитвы. По данным главы УФСИН, верующими в республиканских СИЗО являются 4 578 человек — 49% от общего числа.

Что не так с татарстанскими УФСИН

Заместитель прокурора республики Олег Даминов заявил, что в местных изоляторах и колониях остается ряд проблем, требующих незамедлительного решения.

Всего прокуратура провела 507 проверок и выявила 535 нарушений закона:

  • 66 касались материально-бытового обеспечения заключенных
  • 53 — медико-санитарного обеспечения
  • 107 — необоснованных мер взысканий и поощрений
  • 130 — нарушений при привлечении осужденных к труду
  • 67 — нарушений режима отбывания срока

За все это к дисциплинарной ответственности привлекли 193 сотрудника уголовно-исполнительной системы. «Изложенное, очевидно, говорит о том, что ваша работа требует дальнейшего совершенствования», — сказал Даминов.

Во всех пяти СИЗО и ИК, где содержатся женщины и несовершеннолетние, также были выявлены нарушения. Даминов заявил, что если все они не будут устранены, ведомство обратится в суд.

Он рассказал что сами заключенные, находясь в исправительных учреждениях, совершили 26 преступлений. Самый большой рост зафиксирован в ИК-3, ИК-4, ИК-8.

Деятельность СИЗО № 1, ранее занимавшего лидирующие позиции, стремительно теряет свой «авторитет». По его работе прокуратура составила 16 актов прокурорского реагирования. «При этом руководство учреждения должных выводом и мер не предпринимает», — заявил Даминов.

Так, администрация изолятора перед Новым годом «забыла» выпустить заключенного домой, хотя срок его наказания истек. Вместо того, чтобы исправить ситуацию, они попытались это скрыть. В итоге осужденный провел в изоляторе праздники.

Также прокурор напомнил, что в прошлом году в казанском СИЗО № 2 сотрудник учреждения покончил с собой при помощи служебного оружия.

«Увеличивается число нарушений установленного порядка, снижена доля трудоустроенных осужденных, имели место нарушения законодательства по охране здоровья и труда», — рассказывал он.

В 2021 году во время ремонта в ИК-5 осужденный отравился газом, после его долго не могли доставить в лечебное учреждение. Причина оказалась в нарушении техники безопасности администрации колонии.

Вдобавок ко всему 5 осужденных совершили 4 побега из колоний-поселений. После побега двух заключенных из колонии-поселения № 17 выяснилось, что сотрудники учреждений не проверяли осужденных — просто докладывали, что все в норме.

Никуда не ушла и проблема переполненности следственных изоляторов Сейчас дополнительный следственный изолятор обещают создать на территории ИК-3. СИЗО на 1000 мест обещают начать строить в этом году, но о сроках окончания работ до сих пор никто не говорит.

"