Posted 10 февраля 2022, 17:55

Published 10 февраля 2022, 17:55

Modified 18 сентября 2022, 14:46

Updated 18 сентября 2022, 14:46

«Это выстраивание вертикали»: Татарстан подготовил поправки к муниципальной реформе

10 февраля 2022, 17:55
В Госсовете Татарстана снова говорили о законопроекте Клишаса-Крашенинникова 2.0, который ликвидирует двухуровневую систему власти на местах. Но битвы, как за «президента», не будет: Татарстан направит 13 поправок вместо 30, которые изначально были в работе. Да и те в корне ничего не меняют.

Муниципальная реформа: о чем она?

Предложения сенатора Андрея Клишаса и главы думского комитета по законодательству и госстроительству Павла Крашенинникова настолько масштабны, что их можно считать муниципальной реформой. Если она будет принята, то Россия перейдет с двухуровневого местного самоуправления к одноуровневому.

Сейчас власть устроена по принципу матрешки: поселения входят в состав районов, но при этом являются самостоятельными образованиями, у которых есть собственные главы и депутаты. После реформы весь «нижний» уровень — поселковые главы и депутаты — будет упразднен. В Татарстане ряды одних только депутатов поредеют на 7,5 тысячи человек.

Все поселения объединятся в городские (Казань и Набережные Челны) или муниципальные округа (то, что сейчас в Татарстане называют районами).

Что предлагает Татарстан?

Перед Новым годом татарстанский парламент в целом поддержал законопроект Клишаса-Крашенинникова 2.0. Республика приступила к разработке поправок. В январе специально созданная рабочая группа бойко анонсировала 30 предложений. Однако до сегодняшнего заседания Госсовета донесли лишь 13. А существенными можно назвать только три из них.

Во-первых, республика предлагает не менять схему избрания глав муниципальных образований, то есть мэров и глав районов. Например, в Казани сейчас это работает так: по результатам выборов в 2020 году Ильсур Метшин стал депутатом Казгордумы, затем коллеги выбрали его главой города.

По задумке федеральных законодателей, человек, руководящий исполкомом или местной Думой, перестанет быть депутатом. Но в Татарстане это положение считают неоправданным и необоснованным, «носящим искусственный характер».

«Структура представительного органа, в которой глава мунипального образования будет руководить его работой, не являясь депутатом, на наш взгляд, снизит легитимность главы муниципалитета, ослабит его позиции и авторитет в депутатском корпусе», — заявил председатель комитета Госсовета по госстроительству и и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин.

К тому же получится так, что на место только что избранного депутата-главы муниципалитета потребуется новый представитель населения, а значит придется назначать довыборы сразу после основного голосования.

Татарстан предлагает лишать депутатских полномочий только человека, возглавляющего местную администрацию, то есть исполком.

Вторая поправка республики касается территориальных органов местной администрации. Это то, что должно заменить ликвидированный «поселковый уровень». Только территориальные органы не будут отдельными, они будут частью администрации городского или муниципального округа.

Татарстан просит, чтобы субъекты сами могли определять критерии, по которым эти территориальные органы будут создаваться — для какого поселения они нужны, а для какого нет.

Третья инициатива касается довыборов. Реформа пройдет не одномоментно, будет переходный период до 1 января 2028 года. Как только истекают полномочия гордумы или совета депутатов, на месте муниципального района образуется муниципальный округ, а сам он вместе с поселениями упраздняется. В Татарстане переход состоится до сентября 2025 года.

Но непонятно, что делать с отдельными депутатами, которые решат досрочно сложить полномочия. Татарстан предлагает все-таки проводить довыборы даже в переходный период. Иначе избиратели останутся без своего представителя во власти.

Отстаивать позицию республики доверили депутату Госдумы от Татарстана Айрату Фаррахову. Спикер Госсовета Фарид Мухаметшин пообещал встретиться с главой российского парламента Вячеславом Володиным, чтобы «донести суть поправок».

«Двухуровневая система не совсем правильная»

Почему республика согласилась на законопроект, который «ломает работающую систему»? Таким вопросом задался депутат Госсовета, гендиректор ТНВ Ильшат Аминов.

«По мнению разработчиков, данный законопроект идет в развитие обновленной Конституции. Госдума приняла закон о публичной власти. По Конституции в систему публичной власти входят и органы местного самоуправления, поэтому предложили переход на одноуровневую систему. То есть дальнейшее выстраивание, надо прямо говорить, вертикали», — объяснил Хабибуллин.

Республика не стала бороться даже за поправку, согласно которой субъекты сами бы решали, оставить им поселенческий уровень или реформироваться. И это притом, что такую идею выдвинули не в регионе, а в самой Госдуме. Но рабочая группа по разработке поправок подумала, что это «идет вразрез с концепцией законопроекта».

За одноуровневую систему заступился глава Татарстана Рустам Минниханов. Он пообещал, что у власти на местах будет достаточно полномочий, чтобы связь с населением не ослабла.

«Двухуровневая система не совсем правильная. Вы правильно говорите, наши муниципальные поселения очень важны. В любом случае все эти структуры останутся. Просто они будут наделены полномочиями муниципального округа», — сказал Минниханов.

После принятия реформы на федеральном уровне, регионам придется уточнять и свое законодательство.

«Может, нам разукрупнить ряд муниципальных районов?»

Когда Татарстан будет приводить свое законодательство в соответствие с федеральным, можно заодно провести административно-территориальную реформу. С такой идеей выступил депутат Госсовета Эдуард Шарафиев.

«Я предлагаю рассмотреть, может нам необходимо разукрупнить ряд муниципальных районов. Например, части городов дать статус городских округов, а сами районы сделать муниципальными округами. Это позволит не очень сильно отдалять муниципальную власть от населения и оставить ее более доступной», — сказал Шарафиев.

Например, поселок городского типа Васильево по численности жителей превышает некоторые муниципальные районы. После реформы местные вопросы перенесутся на уровень района.

«Я тоже имею опыт работы главой сельского поселения. Не всегда главы районов могут дотянуться до тех вопросов, которые есть на местах», — добавил народный избранник.

Минниханов согласился, что можно рассмотреть такой вопрос по Васильево, но тут же повторил: двухуровневой системы муниципалитетов в мире нигде нет.

«То, что глава не дошел, это его недоработка», — подчеркнул Минниханов.

В итоге 77 членов татарстанского парламента поддержали пакет из 13 поправок. Никто не высказался против. Теперь их предстоит отстаивать на федеральном уровне.

В декабре Госдума приняла в последнем чтении первый закон Клишаса-Крашенинникова, который помимо прочего запретил называть руководителей регионов президентами и губернаторами. Это был уникальный случай, когда республика запротестовала против решения федерального центра. Почти все депутаты Госдумы сначала проголосовали против. Госсовет РТ впервые за долгое время отправил негативный отзыв на законопроект. Это был скорее статусный вопрос, связанный с нежеланием терять завоевания 90-х. Но в итоге с грядущим переименованием пришлось смириться.

Подпишитесь