Posted 17 февраля 2022, 15:52
Published 17 февраля 2022, 15:52
Modified 20 августа, 15:20
Updated 20 августа, 15:20
Провести ремонт в здании театра попросил у главы Татарстана Рустама Минниханова актер Ренат Тазетдинов. Эксперты решили, что простого ремонта мало — нужна реконструкция. Но вскоре и этого оказалось недостаточно. Минниханов поручил разработать проект нового здания. Оно расположится на перекрестке улиц Хади Такташа и Назарбаева, на берегу озера Кабан.
Для этого был объявлен международный конкурс. На него зарегистрировались 537 участников. В итоге были рассмотрены заявки от 26 консорциумов и 13 индивидуальных конкурсантов из 14 стран. В финал прошло 8 из них.
За четыре месяца работы эксперты пришли к выводу, что первоначально заявленная площадь участка проектирования в 2 га недостаточна для масштабного проекта. В итоге она выросла более чем в 1,5 раза до 3,3 га.
Накануне 8 финалистов защищали свои проекты перед жюри. Обсуждение стартовали в 10 утра и продлилось до часа ночи. В работе участвовали 75 экспертов, включая главного режиссера, директора, сотрудников цехов театра, а также архитекторов, градостроителей, историков, искусствоведов и других специалистов.
В итоговом голосовании за победителя участвовали 37 человек. «Удивительным образом мнения разошлись. Я как председатель жюри имел свое мнение, но в итоге с преимуществом 0,7 балла в финале победил японский проект „Ваухаус“, — с грустью в голосе объявил мэр Казани Ильсур Метшин.
Градоначальник признал, что сам голосовал за архитектурный консорциум Bespoke, занявший второе место. По его словам, вся плеяда татарской интеллигенции голосовала за победителя.
«Белый лист» — так называется проект Bespoke, он больше к нам подходил. Белый Кремль, белая мечеть Кул-Шариф, белая Марджани. Но наше старшее поколение выбрало такой модерн», — рассказал Метшин. При этом мэр заявил, что город хочет реализовать проекты с теми архитекторами, которые не победили конкурсе.
Министр культуры республики Ирада Аюпова ответила тем, кто выступал против строительства нового здания театра. «Народ не сломлен, пока не сломлен его дух. Если мы с вами оставляем след в лице произведений искусства, новых зданий — дух нашего народа не сломлен», — сказала она.
Аюпова признала, что тоже была за Bespoke, и этот проект — полная противоположность «Ваухаусу», но победа была честной.
Помощник главы Татарстана, курирующая общественные пространства, Наталия Фишман-Бекмамбетова рассказала, что после вчерашних обсуждений некоторые члены жюри не могли заснуть. Сама она и главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина плакали. Оказалось, что они тоже были за Bespoke.
«В пресс-конференции участвуют 5 человек, и 4 из нас были за Bespoke. Но мы честно посчитали голоса. Были манипулятивные голоса, не будем вдаваться… Но то, что мы услышали всех и предпочли не продавить, а уважать мнение, даже то, с которым мы не согласны, я за это признательна», — сказала она.
Единственным из присутствующих членов жюри, голосовавших за победителя, был главный режиссер театра Фарид Бикчентаев. Он начал с татарской пословицы: «На свадьбе всегда найдётся обиженный человек». По словам режиссера, до того, как войти сегодня в зал конференций он не знал, кто станет победителем.
— Надо быть откровенным, не надо лукавить, — парировал ему Метшин.
— Я откровенно говорю, — ответил режиссер.
— Ваше мнение было вчера определяющим. Вы заказчик театра, и вы настаивали на том, что строить, — продолжил мэр города.
— Я настаивал, но я не знал, кто победит
— Да-да-да
Легкую перепалку прервала Аюпова, заявив, что это тема искусства, и это нормально. Мэр Казани сказал, что какое-бы здание не победило, горожане его полюбят за счет репертуара. «Мы обсуждаем, что лучше: „Роллс Ройс“, „Мазерати“, „Феррари“ или „Тесла“. Мы обсуждаем звёзд. Определенно будет шедевр на века вперед», — сказал он.
Эту идею продолжила и Фишман-Бекмамбетова: «Мы действительно вчера выбирали между „Феррари“ и „Мазерати“, а выбрали „Теслу“. Может быть у нас пока заправок не хватает для „Теслы“. Может быть мы пока не готовы. Но я уверена, что мы созреем», — заключила она.
Компания-победитель построила здание «Электротеатра» в Москве, Центр документального кино, кинотеатр «Пионер». В портфолио у главного архитектора главный стадион летних Олимпийских игр 2020 года и музей искусств Suntory.
Для татарского театра консорциум использовал в архитектуре отсылку на простую треугольную форму нынешнего театра Камала. Авторы проекта рассказывали, что геометрия нового театра навеяна редким природным явлением: «ледяными цветами» на озере Кабан.
По их словам, зимой объем нового здания сольется с окружающей средой и станет частью облика озера. Летом единение с природой будет обеспечено за счет многогранного отражения прозрачных фасадов в водной глади.
В новом театре будет три сцены. Большой зал спроектирован в форме круга, чтобы зрители сидели ближе друг к другу и разделяли одни и те же переживания, наблюдая постановки. Он будет вмещать 600 человек, также появится универсальный зал на 200 человек и восточный круглый зал на 200 зрителей. Внутри театра архитекторы запланировали большое количество общественных пространств.
Стоимость театра оценивают в 7,8 млрд рублей. Мэр Казани заявил, что эти цифры предварительные. Открыть здание хотели к 2025 году, но, судя по неуверенным ответам членов жюри, эти сроки могут сдвинуться.