Posted 18 февраля 2022, 13:16
Published 18 февраля 2022, 13:16
Modified 20 августа, 15:20
Updated 20 августа, 15:20
В последние 50 лет в европейско-атлантическом секторе Евразии меняется климат из-за антропогенного глобального потепления. К примеру, в Нижнем Поволжье в XXI веке среднегодовая температура увеличилась на 1 °С, а за минувшие 60 лет на 2 °С.
В течение ближайших 10 лет сложится новая климатическая реальность, к которой необходимо готовиться. Теплый сезон года увеличится на 2-3 недели, зимняя погода смягчится. В то же время значительно снизится вероятность экстремальной летней жары и засухи.
В ближайшее десятилетие на юге Восточно-Европейской равнины сформируется климат северных субтропиков, как на Южном берегу Крыма и Феодосийском полуострове. Климат Верхнего Поволжья станет похожим на прибалтийский.
В целом климатические различия северных и южных регионов европейской части России станут еще менее заметными. А погодные эксцессы будут захватывать более значительные по площади территории.
Решающую роль в современном изменении климата этого макрорегиона сыграет наступление очередного внутривекового климатического цикла Брикнера, продолжительностью 80-90 лет. В нем выделяется две фазы, продолжительностью 35-45 лет каждая.
Первая из них более влажная, вторая более сухая. Для первой фазы характерна меридиональная циркуляция морских воздушных масс над Восточной Европой, то есть, они перемещаются преимущественно в субмеридиональном направлении с севера на юг, или с юга на север.
Для второй фазы более характерна их широтная циркуляция, господство континентальных воздушных масс и формирование обширных антициклонов, блокирующих выход океанических воздушных масс вглубь материка.
В середине минувшего десятилетия наступила очередная эпоха меридиональной циркуляции, которая формируется как южная. В течение года преобладает перенос тропического и полярного (умеренных широт) воздуха с юга на север.
Результатом этого будет смягчение климата Восточно-Европейской равнины и увеличение количества осадков приблизительно на треть, по сравнению с эпохой зональной циркуляции. От 2/3 годового количества осадков и выше выпадает в зимний период.
Число приносящих влагу на материк циклонов, столь характерных для меридиональной эпохи циркуляции, будет увеличиваться, и они станут еще более мощными. Так что в ближайшие тридцать-сорок лет зимние погодные катаклизмы станут привычным явлением.
Причем уже через десять лет в Нижнем и Среднем Поволжье это будут преимущественно ливневые дожди, и лишь в Верхнем Поволжье будут преобладать снегопады. Такого рода погода будет продолжаться до начала-середины 60-х годов.
После 2060-х годов климат вновь резко изменится. Резко усилился жара и засуха. Граница степной зоны подойдет к Татарстану. Начнется опустынивание юго-востока Восточно-Европейской равнины. Зона зерноводства и южного овощеводства продвинется на 250-400 км на север.
Исходя их этих долговременных тенденций, органам муниципального управления и следует готовиться к следующим зимам. Научный прогноз погодных ситуаций в каждом конкретном календарном году невозможен из-за неопределенности атмосферных процессов.
Машинные алгоритмы прогнозирования позволяют дать прогноз с уровнем сбываемости в 95-96% на 12 часов вперед. Точность трехсуточного прогноза снижается в лучшем случае от 95% до 80%. Прогнозы на семь и десять дней уже имеют сугубо ориентировочный характер.
Их сбываемость снижается с 80% до 65%. В течение длящейся эпохи атмосферной циркуляции могут случаться отдельные годы с нетипичной для нее циркуляцией атмосферы и непривычной погодой. Но когда они наступят, предсказать невозможно.
В любом случае, необходимо готовиться к ливневым подтоплениям в городах летом, штормовым ветрам во все сезоны и исходить из повышенной, по сравнению с предыдущими годами, потребности в снегоуборочной технике зимой.
Тем более, что приобретается она не на один год, а долговременные прогнозы на основе статистических закономерностей изменения климата свидетельствуют, что экстремальные снегопады нынешней зимы – это не случайность, а тенденция.