Posted 28 февраля 2022, 12:45

Published 28 февраля 2022, 12:45

Modified 18 сентября 2022, 14:51

Updated 18 сентября 2022, 14:51

Бизнес напоказ: когда очнется выставочная индустрия

28 февраля 2022, 12:45
В 21 веке одним из двигателей бизнеса стали выставки. Несмотря на прогресс, предприниматели предпочитали «потрогать товар глазами». Из-за пандемии отрасль сильно пострадала. Когда ей удастся оправиться от шока — разбирался «Бизнес.Вектор».

По словам президента Торгово-промышленной палаты Сергея Катырина, восстановление выставочной индустрии — это не быстрый вопрос. «Очень серьезные потери по всем показателям: по рабочим местам, по количеству компаний, по доходной части, по прибыльности, по всему», — заявил он. При этом, по мнению ряда экспертов, на мировом фоне российский рынок выглядит лучше. За рубежом потери составили 56% от общей выручки.

В Татарстане главный выставочный комплекс «Казань Экспо» открыли в 2018 году. 70 тысяч квадратных метров крытых выставочных площадей и 108 тысяч квадратных метров открытых, вместимость — 3 тысячи человек. Экс-глава минстроя республики, а ныне министр строительства России Ирек Файзуллин заявлял, что на возведение центра выделили 1,5 млрд рублей. Окупается ли эта постройка, пока не известно. По данным минпромторга республики в 2021 году в «Казань Экспо» прошли 30 мероприятий.

За два коронавирусных года с российского рынка ушли около 280 компаний. При этом лидеры продолжают сохранять свои позиции. Если в 2020 году московский «Экспоцентр» переоборудовали в ковидный госпиталь, то в 2021 году он вернулся к работе и добился стабильных показателей. В нем провели 80 международных выставок, и 700 других крупных мероприятий. При этом, по подсчетам экспертов, цифры все равно не дотянули до допандемийных значений на 30-40%.

По словам гендиректора АО «Экспоцентр» Алексея Вялкина, объемы выручки его бизнеса вышли на уровень 80% от 2019 года. При этом компания не стояла на месте, теперь целый ряд работ выполняется под ключ. Одним из плюсов реальных выставок и встреч специалисты называют объем работы: за пару дней можно провести более 200 встреч с потенциальными партнерами, а онлайн на это ушли бы месяцы. Новшеством стали гибридные форматы: когда часть участников присутствует на месте, а часть — дистанционно.

Комплекс «Экспорт» появился более 60 лет назад и до сих пор остается одним из флагманов. Так, во время пандемии в нем прошла выставка «ПРОДЭКСПО-2022», куда приехали представители 54 стран. По словам Вялкина, «Экспорт» работает как с МИДом, так и с зарубежными посольствами.

В Санкт-Петербурге есть свой лидер в этой отрасли. Им стал «ЭкспоФорум-Интернэшнл». Его генеральный директор Сергей Воронков считает, что комплекс помогает не только налаживать бизнес контакты, но и строить дипломатические мосты.

«Тысячи участников из сферы науки, бизнеса, политики, технологий, социально-культурной сферы, приехав один раз в Россию, они никогда не станут жертвой каких-то фейковых новостей. Мы становимся каналом эффективной коммуникации, таким очень эффективным средством народной дипломатии и мягкой силы», — заявил Воронков.

Комплекс планировал провести крупнейшие мировые экономические и газовые форумы. Под эти события здание переоборудовали по новым стандартам.

По мнению представителей Торгово-промышленной палаты, отрасли могут помочь меры дополнительной поддержки, разработанные президентом России Владимиром Путиным.

Воронков считает, что одна из главных мер поддержки — дать возможность работать. Даже финансовая поддержка не даст нужного эффекта, так как клиенты могут уйти.

Единственная выставка, которая не сбилась даже в пандемию — это «Moscow Dive Show». Мероприятия успели провести до карантина, а также сразу после снятия ограничений. Это позволило сохранить старых партнеров и привлечь новых.

«За последние 5 дней уже не было ни одного свободного стенда. Достижение выставкой вот этого дефицита площадей — это как раз момент, когда мы уже можем чувствовать себя полегче и объяснять, что если раньше мы уговаривали людей участвовать, то теперь уже нужно умудриться попасть в лист ожидания и попасть на площадку», — рассказал организатор выставки Георгий Здановский.

Клиенты выставки разделились примерно поровну: 45% — представители туризма, еще столько же — производители снаряжений для дайвинга. Также на выставке были представлены специальные обучающие проекты. На площадке представлены не только российская индустрия, но и стран Прибалтики, Казахстана и Белоруссии.

Организаторы ожидали, что в этом году прибыль бизнеса должны вырасти до допонятийного уровня. Шагом к этому должен стать закон «О выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности, который упрощает все бюрократические процедуры.

По словам Катырина, проект закона уже подготовлен совместно с минпромторгом страны. Сейчас идет работа с депутатским корпусом.

«Это для нас чрезвычайно важно, это открывает новые возможности для финансовой поддержки компаний, в первую очередь, в регионах для региональных властей. Та же таможня, она тоже руководствуется законодательной нормативной базой, там этого нет. Они, естественно, формулируют так, как они считают нужным формулировать на данном этапе требования к различным грузам, которые идут на выставку. Будет нормативная база — для всех она будет ясным ориентиром: и для таможенников, и для выставочников, и для тех, кто на выставки ходит, и для администраторов», — заявил Катырин, добавив, что сейчас ТПП предлагает снизить налоги для этой отрасли до 2025 года. Это позволит перейти на новый этап развития.

Подпишитесь