Posted 15 марта 2022, 13:18
Published 15 марта 2022, 13:18
Modified 18 сентября 2022, 14:54
Updated 18 сентября 2022, 14:54
В первую очередь санкции затронули финансовый сектор, в основном — крупнейшие банки. Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая считает, что это создает неопределенность в отношении торговых потоков.
«Центробанк оказался ограничен в возможности использования наиболее ликвидной части международных резервов. ЦБ и правительство предпринимают меры для стабилизации ситуации»,заявила она Inkazan.
Страны и зарубежные компании приостанавливают импорт в Россию и закупки сырьевого экспорта. Масштаб разрыва деловых отношений наблюдается в секторах от товаров массового потребления до нефти.
Впрочем, анализировать последствия ограничений еще рано. Политолог Павел Салин заявил Inkazan, что санкции в первую очередь направлены на разрушение производственно-технологических цепочек.
«Через месяц станет ясно, что в стране с товарными запасами, через три месяца — какие производственно-технологические цепочки разрушены», — сказал он. Эффект от санкций проявит себя для потребителя через полгода.
«Наша промышленность начинает готовиться к санкциям, но то что нам придется жить и работать в новых условиях — это и так ясно», — заявил глава татарстанской Торгово-промышленной палаты Шамиль Агеев.
Российское правительство внедряет новые меры поддержки экономики. От налоговы преференций для IT-сектора до моратория на проверки малого и среднего бизнеса. От льготного кредитования аграриев до особого режима для поставщиков лекарств.
Премьер-министр российского кабмина Михаил Мишустин заявил, что нужно активизировать импортозамещение. Власти намерены оказать поддержку структурам, которые этим занимаются.
«Российское правительство, хозяйственный блок понимает, что нельзя до конца все просчитать. Поэтому с одной стороны принимаются какие-то экстренные меры. С другой стороны, эти меры не являются окончательными»,сказал Салин.
По словам Агеева, процесс перестройки не будет легким. Несмотря на то, что правительство давно взяло курс на импортозамещение, оказалось, что его прежние темпы были недостаточными.
«Это не взял стул и пересел на другой. Нужно понимать, где брать металл для строительства, где брать электронику, какое оборудование. <…> Одним махом, в один день поменять ничего нельзя», — считает эксперт.
Ограничения Запада не всегда приводят к остановке импорта. Как показал пакет «крымских» санкций, запрещенные товары могут проникать в страну через другие страны. Например, через Беларусь или Сербию.
По словам Салина, российские власти рассчитывают на теневой импорт. Но он возможен только в том случае, когда наложившие санкции стороны не жестко администрируют ограничения и смотрят на происходящее сквозь пальцы.
«Теневой импорт теоретически возможен. Вопрос — как будет Запад администрировать санкции, в жестком или мягком варианте», — сказал эксперт. Во многом все будет зависеть от того, чем закончатся переговоры США и Китая.
Американцы предупредили Китай, что поддержка России в обход западных санкций приведет к «значительным» последствиям. Салин считает, что в случае с потребительскими товарами Запад будет мягче смотреть на ограничения.
В то же время запрет на товары, помогающие России в технологическом перевооружении, в том числе для нефтегазовой отрасли, скорее всего, будет жестко администрироваться, считает он.
Экономист, управляющий директор Trade 123 Владимир Рожанковский заявил Inkazan, что у Китая есть практика по противодействию санкциям Запада. В частности Поднебесная не прекращала отношений с находящимся под ограничениями Ираном.
«Китай не будет, конечно, полностью исполнять требования Вашингтона, потому что ему это не выгодно. Как раз Китай во всей этой истории выходит нетто-бенефициаром и может получить „дивиденды“»,сказал эксперт.
Он напомнил, что Россия переориентирует на Восток в том числе экспорт углеводородов, что позволяет Китаю стать обеспеченной сырьевыми позициями страной. Государства являются стратегическими союзниками.
Введенные санкции отменяют крайне редко. Не исключено, что санкционный режим и контрмеры будут и дальше ужесточаться. По крайней мере, пока не будет достигнуто какое-то урегулирование ситуации с Украиной.
Депутат Госсовета Татарстана Олег Коробченко считает, что в конечном итоге санкции обернутся благом для России. «Я всегда говорю, что нашу страну давно пора закрыть от импорта, чтобы сделать ее самодостаточной», — сказал он.