Posted 19 марта 2022,, 10:22

Published 19 марта 2022,, 10:22

Modified 18 сентября 2022,, 14:55

Updated 18 сентября 2022,, 14:55

«Давно забытое хорошее старое»: Татарстан будет строить дороги из местного щебня

19 марта 2022, 10:22
В Татарстане выделили полмиллиарда рублей на строительство дорог из местного щебня. Они появятся в том числе в поселках для многодетных семей. Предполагается, что и без того невысокая стоимость таких дорог не будет зависеть от санкций. Какими минтранс видит низкомаржинальные дороги — в материале Inkazan.

Низкомаржинальные дороги — «давно забытое хорошее старое»

В Татарстане заложили 574 млн рублей на прокладку дорог с переходным типом покрытия. Такие дороги строят из щебночных и гравийных материалов прочных пород. Они считаются низкомаржинальными. По словам и. о. заместителя главы минтранса РТ Олега Казеннова, это дороги самой простой конструкции: слой песка — для водоотвода, слой щебня, по которому будет движение.

В Татарстане будут использовать щебень марки «400», добываемый в республике.

На совещании в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ его глава Фарит Ханифов дал понять, что регион намерен использовать то, что производится на его территории.

Районы республики, находящиеся на водных или ж/д путях и имеющие природные богатства, должны проанализировать, сколько песка, щебня они могут поставить для дорожного строительства. Причем до 2024 года вывозить их за пределы субъекта не планируется, так как Татарстану ежегодно нужно до 15 млн тонн инертных материалов.

На совещании не было произнесено слово «импортозамещение». Нет оснований полагать, что щебень ранее импортировался в больших объемах. Согласно открытым источникам, в апреле прошлого года соли, серы, извести, цемента, щебня в Татарстан доставлялось из-за границы лишь на $576 тысяч. К тому же минстрой РТ ранее обратил внимание, что поставщики подняли цену на сыпучие материалы, хотя их стоимость не привязана к валютам.

Исследовано 36 местных карьеров, треть могут давать щебень высокой марки. Их разработка уже велась, хоть и с недозагрузкой. Речь идет о том, чтобы увеличить добычу на 10-20 тысяч тонн на каждом из них. Собственники карьеров и минтранс сошлись на цене продукции, которую журналистам не озвучили.

Что касается низкомаржинальных дорог, попытки были и раньше, это не что-то новое — давно забытое хорошее старое. Мы будем культивировать эти дороги. Сегодня сама ситуация явит, чтобы мы максимально использовали местные материалы. А здесь 100% наши материалы— отметил Ханифов.

Где построят низкомаржинальные дороги

Выбраны 20 районов, которые первыми получат низкомаржинальные дороги. В большинстве из них есть карьеры, откуда будут доставлять щебень.

На вопрос Inkazan, где именно планируется строить дороги с переходным покрытием, Ханифов ответил так:

В первую очередь это населенные пункты, которые не имеют подъездов, только грунтовые дороги (в республике почти 9 тысяч км грунтовых дорог — Inkazan). Также внутри населенных пунктов. Приоритезация таких населенных пунктов будет зависеть от количества проживающих, от жилого фонда— сказал министр.

В число таковых входят жилые массивы, где проживают многодетные семьи, бесплатно получившие участки от государства. В таких поселках требуется построить 639 км дорожно-уличной сети, плюс 120 км подъездов. Это требует больших затрат.

Соответственно такие дороги необходимо строить как можно дешевле, особенно сейчас, когда только начинается строительство жилья — подчеркнул Казеннов.

Республиканский минстрой обсуждал строительство дорог в поселках для многодетных с бывшим главой ведомства, ныне министром строительства России Иреком Файзулиным. И надеется на поддержку земляка.

Сколько стоят низкомаржинальные дороги

По подсчетам властей, 1 км низкомаржинальной дороги шириной 4 метра будет стоить 4,7 млн рублей. Такие будут прокладывать внутри населенных пунктов. Подводящие пути планируется строить шириной 6 метров. Стоимость 1 км оценивается в 6,2 млн рублей.

Для сравнения: стоимость 1 км дороги в России варьируется от от 18 млн до 49 млн рублей в зависимости от категории. Таковы были данные правительства РФ на начало 2021 года.

Преимущество низкомаржинальный дорог в том, что на их стоимость не влияют санкции, так как материалы добываются в регионе.

Предполагается, что капремонт дорогам с переходным покрытиям потребуется через 5 лет. Их состояние придется постоянно поддерживать при помощи автогрейдеров.

Эту дорогу щелчком пальца не построишь. Нужна или своя техника в муниципалитете, или малые и средний бизнес, который тесно работает с исполкомом. Поэтому дорога и называется низкомаржинальная— объяснил Ханифов.

Спецтехнику планируется закупить тоже на месте — у ЕлАЗа. Переговоры с ним ведутся. Но так как многие ведомства теперь планируют закупаться у местного предприятия, им нужно вставать в очередь.

После того, как «щебоночные» дороги проложат в 20 районах, практику хотят распространить на всю республику.

Не стоит беспокоиться, что мы взяли сейчас не все районы и что там небольшие цифры. Нам важно начать— подытожил министр.

Строительные работы стартуют уже в этом году.

"