Posted 21 марта 2022,, 14:09

Published 21 марта 2022,, 14:09

Modified 18 сентября 2022,, 14:55

Updated 18 сентября 2022,, 14:55

Первым делом самолеты: что Россия будет делать с авиационными санкциями

Первым делом самолеты: что Россия будет делать с авиационными санкциями

21 марта 2022, 14:09
Фото: 1MI
Самолеты, которые используются российскими авиакомпаниями, арестовывают за рубежом. Boeing и Airbus отказываются обслуживать российские суда, а лизингодатели требуют их вернуть. Как Россия справляется с авиационными санкциями и на чем мы будем летать — в материале Inkazan.

Почему самолеты обычно регистрировали за рубежом

Несколько лет Росавиация пытается продвинуть идею о том, чтобы российские авиакомпании регистрировали самолеты в национальном реестре, а не за рубежом.

В основном самолетами владеют лизингодатели. Именно они определяют страну регистрации. Чаще всего это Бермудские острова и Ирландия. По данным Flightradar24, в авиапарке российских компаний имеются по крайней мере 683 самолетов с иностранной регистрацией. По информации минтранса РФ, всего сейчас 739 из эксплуатирующихся 1367 самолетов зарегистрированы в иностранных реестрах.

До сих пор в российский реестр автоматически попадали только отечественные самолеты, например Sukhoi Superjet 100. Воздушные суда иностранных производителей — в первую очередь Boeing и Airbus — обычно значились в иностранных реестрах.

Владельцы бортов не стремятся регистрировать их в России из-за того, что российские стандарты не соответствуют тем, что устанавливаются в мире. Из-за этого несоответствия самолеты в дальнейшем можно продать только по более низкой цене.

Однако в новых условиях — санкционных — авиакомпаниям пришлось пересмотреть свою точку зрения. Если до спецоперации в российском реестре было зарегистрировано 70 бортов, то после 24 февраля список якобы пополнился до 176.

Однако и в этой информации нельзя быть уверенным. Число перерегистрированных в России самолетов назвал начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Валерий Кудинов, которого журналисты поймали в кулуарах конференции MRO Russia& CIS.

Спустя несколько часов Росавиация опровергла его заявление. Как и то, российские авиакомпании планируют вернуть часть самолетов лизингодателям. Слова о том, что Китай отказал России в поставке комплектующих и что придется договориваться с Индией и Турцией, тоже не были подтверждены. А 11 марта стало известно, что проговорившийся Кудинов больше не работает в ведомстве.

Даже если самолеты перерегистрируют, непонятно, кто будет за них платить

Ситуация обострилась 13 марта, когда Бермудские острова аннулировали сертификаты летной годности всех российских самолетов, которые были там зарегистрированы. Это означает, что Бермуды перестали отвечать на международном уровне за поддержание их летной годности. Но самое неприятное это то, что суда могут арестовать, если их «поймают» за рубежом.

В середине марта в России спешно приняли закон, разрешающий регистрировать права на иностранные самолеты.

Стоит пояснить, что есть две операции — выдача сертификатов и регистрация в реестре. Бермуды аннулировали сертификаты, но не выписали самолеты из реестра. Поэтому по сути российские власти не перерегистрируют, а делают вторую регистрацию самолетов.

За разъяснениями по поводу двойной регистрации к России обратилась Международная организация гражданской авиации (ICAO). По ее мнению, это противоречит Чикагской конвенции.

Российская сторона утверждает, что таким образом нивелирует правовую нестыковку и дает возможность Росавиации следить за состоянием самолетов вместо зарубежных партнеров.

Вот как это описывается на противофейковом сайте объясняем.рф:

«Перерегистрация не имеет никакого отношения к изъятию. Процедуру образно можно сравнить со снятием авто с учета в одном отделении ГИБДД и постановкой на учет в другом отделении. Владелец от этого не меняется. А записанное в российский реестр воздушное судно не меняет собственника и не переходит в собственность России. Это важное решение принято для того, чтобы никто и нигде за рубежом в перспективе не смог задерживать взятые в лизинг российские борта».

Несмотря на то, что самолеты переводят в российский реестр, ими по-прежнему владеют международные компании. И власти все еще не приняли решение, сделать машины полностью «нашими».

Российские СМИ писали, якобы рассматривается вариант принудительного выкупа в пользу государства. Западные медиа опасаются, что Россия просто заберет машины.

Минтранс России предлагал возвращать суда, только если это одобрит правительственная комиссия по импортозамещению. Если она не разрешит, то перевозчик продолжит использовать самолет, несмотря на требования лессора (лизингодателя). При этом компаниям разрешат расплачиваться с лизингодателями рублями. Это коснется договоров, заключенных до начала спецоперации.

Строить прогнозы невозможно, нынешние санкции беспрецедентны, поэтому никому — ни экспертам, ни регуляторам, ни участникам рынка — не на что равняться.

Откуда взять запчасти

По последним данным, российские авиакомпании продолжают летать в Азербайджан, Армению, Беларусь, Киргизию, ОАЭ, Таджикистан, Турцию и Узбекистан. Рейсы выполняются на бортах, которые наверняка не задержат за рубежом, например отечественные «Сухой Суперджет-100». Кроме того, в Россию летают 29 иностранных авиаперевозчиков.

В то же время идет волна увольнений и ухода из руководства Росавиации и авиакомпаний. Авиаэксперты зачастую соглашаются на комментарий только при условии анонимности.

Максимальный срок, который самолеты смогут летать без запчастей «по инерции», по оценке экспертов, один-два месяца. Это подтверждают и «Уральские авиалинии». Без остановки самолетов и разборки воздушных судов на запчасти авиакомпания сможет выполнять рейсы еще около двух-трех месяцев, заявил технический директор компании Игорь Поддубный.

Заявления о том, как достать запчасти, тоже расходятся. По словам экспертов, сделать это легально на данный момент невозможно. Росавиация надеется на реэкспорт из Турции и Индии. Причем договариваться перевозчикам придется самостоятельно, а авиационные власти помогут «эти запчасти легализовать», отметил представитель регулятора Валерий Кудинов.

Оригинальные детали, соответствующая мировым стандартам документация, работа с разработчиками — все это важно не только с юридической точки зрения. Но и для безопасности перелетов.

Если не Boeing и Airbus, то что?

С 2011 года Россия эксплуатирует Sukhoi Superjet 100 отечественной разработки. Однако 70% комплектующих самолета импортные. Даже двигатель разработан совместно с французами.

Разговоры о том, что нужно уменьшить долю импорта в Sukhoi Superjet 100, ведутся давно. Предполагалось, к 2024 году создадут обновленную версию лайнера, в котором 97% комплектующих будет российского производства.

Кроме того, Россия может вернуться к старым моделям. Рассматривается возможность нарастить производство раннероссийских Ил-96 и Ту-214, заявил вице-премьер РФ Юрий Борисов. Сейчас они выпускаются ограниченными партиями для спецзаказчиков. Например, «Ил» используется специальным летным отрядом «Россия», в состав которого входит и президентский борт. «Тушки» эксплуатируются в составе СЛО «Россия», ФСБ, министерства обороны РФ.

Незадолго до этого минпромторг РФ заявил, что Ил-96 и Ту-214 слишком дороги в эксплуатации. Ведомство делает ставку на Superjet и МС-21.

«Они создаются как раз под требования потенциальных эксплуатантов, не только с учетом самых современных и безопасных технологий, но и в соответствии с требованиями высокой экономической эффективности. И на сегодняшний день только они являются прямыми конкурентами иностранным воздушным судам. Да, они делались в широкой международной кооперации, как впрочем любые современные самолёты. Сейчас мы работаем над тем, чтобы сделать их полностью российскими», — говорится в Telegram-канале министерства.

Что с татарстанской авиакомпанией?

На данный момент в Татарстане зарегистрирована только одна авиакомпания АО «ЮВТ АЭРО». Она осуществляет регулярные пассажирские перевозки и базируется в аэропортах «Казань» и «Бугульма». На сегодняшний день флот авиакомпании «ЮВТ АЭРО» насчитывает семь канадских самолетов Bombardier CRJ 200, один самолет Bombardier Challenger 604 и два вертолета Bell-429.

«Лизингодатель не накладывал санкций на самолеты. Авиакомпания ищет варианты решения поставки запасных частей ВС. Этот вопрос будет решаться исходя из текущей ситуации», — прокомментировали Inkazan в компании.

Авиаперевозчик приостановил полеты только в южные города, которые по решению федеральных властей останутся закрытыми минимум до 26 марта. Например, «ЮВТ-Аэро» пока не летает в Белгород, Воронеж, Симферополь и Элисту.

«Все остальные рейсы выполняются строго по расписанию. Стоимость билетов не менялась», — добавили в авиакомпании.

"