Posted 11 апреля 2022, 15:58
Published 11 апреля 2022, 15:58
Modified 18 сентября 2022, 15:01
Updated 18 сентября 2022, 15:01
В марте несколько российских целлюлозно-бумажных комбинатов предупредили о дефиците офисной бумаги. Дело в том, что из-за санкций возникли перебои в поставках хлората натрия, без которого писчая бумага имеет серо-бурый оттенок.
В основном реагент завозили из Финляндии. С 1 марта страна прекратила поставки в Россию и Белоруссию с 1 марта.
Минпромторг РФ уверял, что дефицита бумаги не будет, так как отечественные производители полностью обеспечивают внутренние потребности.
Однако покупателей было уже не остановить. «Бумажный» ажиотаж может и не повторил «сахарный», но ценники взлетели с 300 до 2,5 тысячи рублей за пачку.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) были перенесены на осень, хотя официально не подтверждалось, что причиной стала нехватка бумаги.
Крупными потребителями этого товара являются органы власти, которым по закону необходимо иметь некоторые виды документов в бумажном виде. Например, исполком Казани и его подразделения каждый месяц печатают более 300 тысяч страниц. В этом году городские власти намерены снизить это количество вдвое.
Кроме того, выросла стоимость картриджей и оргтехники, отметил начальник управления информационных технологий и связи Дмитрий Кремлёв.
«Для сокращения данных расходов необходимо перевести в цифровой вид как можно больше процессов деятельности исполнительного комитета и, где возможно, заменить бумажные документы электронными», — сказал он на деловом понедельнике.
Не дремлют и другие ведомства, использующие этот материал в больших объемах, что можно проследить на портале госзакупок. В марте госзаказчики заключили 115 контрактов на поставку бумаги и картона различного вида — офисной, газетной, пергаментной бумаги, чековой ленты, календарей, наклеек.
Количество контрактов по месяцам
год/месяц | январь | февраль | март |
2022 | 49 | 36 | 115 |
2021 | 44 | 41 | 183 |
Для сравнения: в феврале было заключено 36 контрактов, в январе — 49. То есть 2-3 раза меньше, чем в марте. Примечательно, что в марте прошлого года «бумажных» контрактов было больше — 183.
Активнее всех бумагу в марте 2022-го закупало «Татмедиа». Медиахолдинг заключил четыре договора. Он же выделил самую большую сумму на одну закупку: сейчас «Татмедиа» ищет поставщика офсетной бумаги, которому заплатит 10,7 млн рублей. На эти деньги планируется приобрести 120 тонн материала для будущих журналов или брошюр. Причем в качестве исполнителей рассматриваются только представители малого и среднего бизнеса.
«Татмедиа» лидирует в количестве, только если смотреть централизованные закупки. А так — бумагу приобретали десятки школ, детсадов, больниц, колоний, сельских исполкомов и прочих госучреждений.
Среди них и Больница скорой медицинской помощи РТ, которая в марте на бумагу потратила 2,6 тысячи рублей. Этих средств хватило на одну пачку из 250 листов. Стоит отметить, что это бумага не обычных альбомных размеров, а формата А3, мелованная глянцевая. Такая используется для глянцевой печати.
Для сравнения: интернет-продавцы просят за аналогичную пачку больше — от 4,6 до 6 тысяч рублей. А прошлой весной аппарат кабмина РТ закупал бумагу с точно такими же характеристиками по 2,2 тысячи рублей, то есть чуть дешевле, чем сейчас.
Республиканский кожвендиспансер получит четыре пачки бумаги для принтера обычного формата А4 за 3,9 тысячи рублей. Каждая из них обойдется в 968 рублей, что значительно дешевле, чем в сети. На маркетплейсах и в интернет-магазинах товаров для офисов стоимость такой же пачки варьируется от 1,9 до 5 тысяч рублей. Впрочем, если «копнуть глубже», то можно найти предложение за 940 рублей.
Но ценник все равно выше, чем в прошлом году. Например, в прошлом апреле тот же кожвендиспансер приобрел бумагу классом повыше (А+ против А), а заплатил за нее меньше — 548 рублей за пачку.
Чаще всего бумагу татарстанским госзаказчикам предоставляет ООО «Интерпакс». Например, в марте ему досталось 88 из 115 контрактов.
Чаще всего бумагу татарстанским госзаказчикам предоставляет ООО «Интерпакс». Например, в марте ему досталось 88 из 115 контрактов. По данным «СПАРК-Интерфакс», это московская компания, основная деятельность которой — изготовление печатных форм и подготовительная деятельность. Фирма принадлежит двум предпринимательницам — Елене Нестеровой и Марии Литовченко — и является их единственным подобным активом. «Интерпакс» заключает госконтракты с заказчиками из Ивановской, Тамбовской, Пензенской и других регионов. Среди ее клиентов есть и «высокие», например, аппарат Госдумы РФ, Министерство иностранных дел, следком и генпрокуратура РФ.