За последние недели из России уехали 50-70 тысяч IT-специалистов. Иннополис покинули менее 1,5% сотрудников, в основном работавших в 4-5 иностранных организациях. Всего в IT-граде работают более 300 компаний.
«Мы не наблюдаем резкого оттока. Мы видим, что компании находятся в состоянии консолидации. Многие из тех, кто уехал, сейчас переосмысливают этот поступок и рассматривают возможность вернуться <…> Реально отток можно будет оценить по итогам сдачи деклараций, связанных с фондом оплаты труда», — отметил вице-премьер РТ, курирующий развитие Иннополиса, Роман Шайхутдинов в беседе с журналистами.
Далее он ушел в рассуждения, что переезд заграницу — «социо-культурный шок для семьи», жизнь за рубежом осложняется из-за дорогой страховки и устройства ребенка в школу.
Преподаватели-иностранцы тоже не спешат уезжать из местного университета.
«Какой-то преподаватель — не могу сказать какой — попросил родителей сюда перевезти», — добавил Шайхутдинов.
На фоне «релокации» программистов и прочих разработчиков особая экономическая зона «Иннополис» (ОЭЗ) пылесосит рынок труда. За последние три-четыре недели ее компании открыли больше вакансий, отметил руководитель ОЭЗ Ренат Халимов. Например, работающие в технопарке компании ищут 500 сотрудников.
Иннополис задумывался как город для развития отечественного IT, в том числе для импортозамещения. Поэтому санкции не задели большинство работающих там компаний, уверяет Шайхутдинов, хотя «в некотором роде это стресс».
«Все войны заканчиваются миром. Все такие конфликты прекращаются. Но для нашей индустрии, не только для IT, но в целом для производства, это оставит неизгладимое впечатление о том, что необходимо пользоваться отечественными продуктами», — сказал вице-премьер.
А Халимов даже прогнозирует рост выручки компаний на 7-10% за счет замещения уходящих иностранных компаний.
Иннополис намерен бороться с кризисом тремя путями: он будет активнее продвигать свои IT-продукты на российский рынок, привлекать разработчиков и прочих специалистов, работать с властями над мерами поддержки.
Шайхутдинов подсказал, куда еще следует двигаться российскому IT-бизнесу — в сторону коммерциализации соцсетей и платформ. Youtube приостановил монетизацию российских пользователей? Нужно создать свой стриминговый сервис. Роскомнадзор заблокировал Instagram*, отчего домашние кондитеры, шоурумы и визажисты потеряли часть клиентов? Значит, надо создать бизнес-аккаунты «Вконтакте».
«Надеюсь, что все российские соцсети как можно быстрее запустят основные сервисы — коммерциализацию трафика и введение бизнес-аккаунтов», — сказал он.
Федеральные власти готовят уже третий пакет мер поддержки для «умной отрасли». В предыдущих были предусмотрены, например, льготная «цифровая ипотека» под 5% годовых, отсрочка от армии, обнуление налога на прибыль.
Идеи подкидывали и IT-шники из Иннополиса. Местные компании рассчитывают увидеть в последующих пакетах еще три меры поддержки.
Во-первых, расширить список тех, кому страховые взносы снижены до 7,6%. Сейчас такую льготу могут получить компании, которые 90% доходов получают от разработки программного обеспечения (ПО).
«Но есть много резидентов, у которых помимо разработки ПО есть разработка аппаратной, железной части. Они не подпадают под эту категорию. Причем многие из них также работают в части импортозамещения», — уточнил Халимов.
Во-вторых, компании просят упростить миграционное законодательство, чтобы в Россию на смену эмигрировавшим соотечественникам приехали другие специалисты.
В-третьих, государство могло бы софинансировать венчурные проекты, ведь в кризисы рискованные стартапы первыми лишаются денег.
В-четвертых, компании предлагают упростить импорт компонентов, а именно сократить бюрократические издержки в части лицензирования, отменить пошлины для ввоза высокотехнологичных продукции.
Журналисты ознакомились с проектами, которые должны прийти на смену зарубежным.
Институт искусственного интеллекта, например, создал сервис рентгеновских снимков легких, который департамент здравоохранения Москвы использует в своем эксперименте. Другая разработка института умеет находить усыхание и незаконную вырубку леса.
Лаборатория робототехники Университета Иннополис создает программно-аппаратные комплексы. Например, к концу весны ее специалисты собираются напечатать из пластика лодку при помощи самого большого в России 3D-принтера. На это уйдет всего четыре дня.
3D-принтер может изготовить плавсредства, крупные арт-объекты крупногабаритные вещи штучного производства — например, кабины тепловозов скоростных
Еще один робот с нейронной сетью «Золушка» умеет сортировать фигуры разных цветов. Проект делался под «Почту России», но пока он стоит в лаборатории. Помимо посылок, робот мог бы сортировать мусор.
Третью установку называют фрезеровщиком. За счет манипулятора, похожего на человеческую руку, он может обрабатывать поверхность с любой стороны.
Интерес к робототехнике в России растет на 15-25% в год, рассказал руководитель лаборатории робототехники Университета Иннополис Артур Шимановский.
«Сейчас интерес не снизился, но заказчики пытаются минимизировать риски. И те проекты, которые планировались на 2022 год, переносятся на 2023-й, потому что не совсем понятна конъюнктура рынка», — отметил Шимановский.
«МойОфис» предлагает решения для офисных работников: текстовые редакторы и таблицы, почту, облачное хранение. Причем на российский офисный софт можно «переехать» с западных аналогов, сохранив разметку в документах.
«В отличие от иностранных продуктов пользователям „МойОфис“ предлагается самим выбрать, где будет храниться их решение. Для коммерческих заказчиков это очень важно, так как в отличие от западных решений мы можем хранить документы на инфраструктуре заказчика, в российских дата-центрах, у доверенных партнеров», — рассказал руководитель по работе с регионами «МойОфис» Борис Иванов.
Более того, у «МойОфис» есть сертификаты ФСТЭК России на работу с документами, содержащими гостайну.
Основной акционер компании — «Лаборатория Касперского».
«Иннополис не потемкинская деревня, здесь работают хорошие компании, хорошие специалисты, хорошее образование в вузе. Потому что некоторые скептики, когда слышали, критически относятся», — так начал свое выступление сооснователь и генеральный директор KazanExpress Линар Хуснуллин.
Маркетплейс KazanExpress, фишка которого — доставка за один день, намерен в этом году выйти на безубыток.
«Раньше такой цели не было. Была только цель очень быстро расти. Но в связи с экономической ситуацией, мы начинаем использовать наши конкурентные преимущества для выхода на прибыль», — рассказал предприниматель.
Компания, основной акционер которой Aliexpress, строит в Свияжске склад площадью 1 млн кв. метров. «Это практически как район города», — добавил Хуснуллин.
Импортозамещение не обошло стороной и маркетплейсы. Считыватели товаров стоят миллионы долларов. Поэтому KazanExpress решил разработать свое устройство измерения весо-габаритных характеристик товаров, которое получило название K.Gravity. Аппаратом, который делался «для себя», заинтересовались другие компании.
Группа компаний «Астра», создавшая операционную систему Astra Linux Special Edition, тоже похвасталась особой защищенностью. Операционка разрабатывалась совместно с академиками ФСБ.
«Количество обращенией, заинтересованных компаний, входящих звонков, конечно же, увеличилось. Заказчики, которые в конце прошлого года рассматривали импортозамещение как трек, который им предстоит в отдаленном будущем, уже не просто поменяли отношение к этому, а просчитывают проекты» — рассказал директор по маркетингу ГК «Астра» Александр Гутин.
Другая операционная система «Аврора» уже знакома татарстанцам. Разработанная в Иннополисе ОС была установлена на планшетах волонтеров, которые проводили Всероссийскую перепись населения. Она не направлена на массового пользователя, а предназначена для корпоративных клиентов и тоже отличается защищенностью.
«Речь идет не о том, что мы создали платформу, которая что-то замещает, скорее речь идет о безопасности, о независимости от зарубежных технологий. Данное решение полностью убирает санкционные риски», — прокомментировала руководитель отдела маркетинга компании «Открытая Мобильная платформа» Анна Альбова.
Примечательно, что среди партнеров и обеих операционных систем, и «МойОфис» — госкорпорации и министерства. В презентациях мелькали логотипы РЖД, Росатома, Газпром, Аэрофлот, Почта России, минцифры, минтранс и даже управделами президента РФ. Разработчики и сами не скрывают, что их решения разрабатывались для тех, кто работает с государственными или коммерческими тайнами.
* Запрещенная на территории России социальная сеть.