С начала санкционной эпопеи поддержку кредитами и админресурсом зачастую получали в первую очередь широко разрекламированные, а не наиболее необходимые проекты. Теперь санкционный режим обрел все признаки экономической блокады, а импортозамещение из привычной мантры превращается в важнейшую государственную задачу. В регионах России как грибы после дождя появляются центры импортозамещения. Их эффективность еще предстоит оценить.
Два глобальных бренда PepsiCo и Coca-Cola, производящие десятки продуктов в диапазоне от детского питания до чипсов и газировки, объявили о приостановке инвестиционной деятельности и продажи части товаров в России. Оставим в стороне анализ серьезности их намерений враз свернуть многомиллиардный бизнес. Главное — в России достаточно производителей, способных производить газировку, квас и чипсы. Не исключено, что они не уступают американским конкурентам по вкусовым качествам и превосходят их по натуральности состава.
В России есть десятки крупных по федеральным меркам компаний, вроде волгоградской «Сады Придонья» или «Арктической воды» из ЯНАО, которые могут производить аналогичную продукцию. Однако Coca-Cola — глобальный бренд, чей маркетинговый и рекламный бюджеты сопоставимы с финансовыми возможностями нескольких средних регионов России вместе взятых. Никто из отечественных производителей не располагает возможностями Coca-Cola по формированию рекламных бюджетов, выстраиванию маркетинга и системы дистрибуции.
Coca-Cola — не напиток, а социальный феномен, который каждый Новый год напоминает, что «праздник к нам приходит». Для замещения этого нужен квалифицированный аппарат по «конструированию новых смыслов и ценностей» и огромные инвестиции в маркетинг, но даже в этом случае процесс не будет быстрым.
С другой стороны, в декларациях мировых брендов об уходе с российского рынка больше пиара, чем реального содержания. Например, контролируемая PepsiCo российская группа «Вим-Билль Дан» владеет в стране почти двадцатью брендами и несколькими десятками предприятий. В такой ситуации уйти с рынка без потерь не получится. Подобные заявления стоит рассматривать как публичную реакцию на политическую конъюнктуру, а дальше, как говорится, время покажет.
В сегменте крепкого алкоголя все проще. Доля элитных выдержанных дистиллятов — виски, бренди и т. д. на рынке и так была невелика. С удешевлением рубля такие напитки стали еще менее доступны массовому покупателю. Предприимчивые российские производители не теряют шанса: только за март продажи джина в России выросли на 60% по отношению к аналогичным показателям прошлого года.
Объясняется это просто — в последние годы в стране научились делать джин, не уступающий по качеству крупным западным брендам. Основной потребитель этого напитка — основы для коктейлей — сегмент HoRreCa - гостиницы, рестораны, бары. Они заменили импорт отечественным продуктом, потребитель разницу не заметил, потому что в данном случае ее просто нет. Как говорится, «можем, когда захотим», особенно если продукт не нужно выдерживать по 15 лет в дубовых бочках где-то в горах Шотландии.
Агропромышленный комплекс (АПК), наверное, один из немногих удачных примеров реального импортозамещения в России. Государство давно запустило более-менее системную поддержку аграриев, страна стала крупным производителем и экспортером сельхозпродукции. Очевидно, одной из ключевых задач сейчас станет увеличение доли собственной переработки и сокращение экспорта пищевого сырья. Например, пшеницы и прочих злаков.
Больной остается тема селекции и создания отечественного семенного фонда, в России практически утерянного. Многие аграрии давно говорили об этой проблеме, но услышали их только тогда, когда случился форс-мажор. Сегодня, например, в Волгограде делают ставку на местные селекционные центры, но зависимость от иностранных семян слишком высока, чтобы решить проблему в один момент.
Ситуацию с удобрениями сейчас тоже нельзя назвать критичной, Россия — один из основных экспортеров этой товарной категории. Чего нельзя сказать о техническом обеспечении аграриев. Вдвое выросли цены на тракторы и комбайны, которые и до февраля стоили по 15-30 млн рублей.
«У нас очень много импортной техники. Порядка 1 тысячи единиц с автопилотами. Невозможно обновить сигнал: они не поедут в этом году, а если поедут, то за очень дорого»,говорит гендиректор АО «Республиканский информационно-вычислительный центр» Нияз Халиуллин о ситуации с сельхозтехникой в Татарстане.
По его словам, вероятно, агропромышленному комплексу придется пересмотреть планы по цифровизации. Это скажется и на объеме производства, и — не исключено — на цене для конечного потребителя. Под удар попали крупные комплексы, которые начали процесс роботизации, используя иностранное оборудование.
Халиуллин заявил, что около 50% используемых технологий нет в России, заменить их оперативно невозможно. Очевидно, в этом направлении на ближайшие годы стоит рассчитывать не столько на импортозамещение, сколько на смену источников импорта, благо, что на это есть Китай.
В области животноводства наиболее уязвимыми остаются небольшие фермерские хозяйства, обеспечивающие мясом потребителей на местах. Если рынок свиноводства и разведения крупного рогатого скота почти полностью поделен между агрохолдингами, то, например, овцеводством занимаются небольшие хозяйства. Для реализации их потенциала нужна поддержка от государства.
Что до птицы — главного источника животного белка для Россиян — страна уже три года полностью обеспечивает себя ее мясом.
«Касаемо этого года, посевная уже началась, эти весенне-полевые работы обеспечены, готовимся уже к осени. <…> Сейчас идет полноценное понимание, что нужно, чтобы наша агропромышленная отрасль в целом сработала и нормальные результаты были»,сказала председатель профсоюза работников агропромышленного комплекса России Наталья Агапова.
Пословица «сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит» хорошо описывает происходящее в сфере отечественного импортозамещения последние восемь лет. Какие бы задачи не ставились перед страной, когда она оказалась в ситуации форс-мажора, стало ясно: заменить все не удастся. Скорее, можно залатать самые большие дыры, чтобы потом идти по долгому и болезненному пути импортозамещения.