Posted 27 апреля 2022, 07:24
Published 27 апреля 2022, 07:24
Modified 20 августа, 15:51
Updated 20 августа, 15:51
Россияне ужаснулись незащищенностью образовательных учреждений. А примерно за полчаса до трагедии генеральный прокурор России Игорь Краснов отметил недостаточный уровень защищенности школ и детсадов. По его словам, несмотря на усиление работы в этом вопросе, дети до сих пор подвергаются опасности.
Inkazan вспомнил другие случаи нападения на образовательные учреждения в России за последнее время.
Почти год назад выпускник казанской гимназии № 175 Ильназ Галявиев пришел в родное учебное заведение с ружьем и взрывчаткой. Молодой человек уже на входе начал стрельбу и устроил взрыв. В это время директор учебного заведения по громкой связи оповестила всех о нападении и велела учителям закрыть кабинеты.
Галявиев начал ходить по этажам гимназии, пытаясь открыть классы. Однако один из кабинетов, где находились ученики 8 класса, оказался не заперт. Предварительно, там не сработал громкоговоритель. Нападавший убил несколько детей и выстрелил в учителя. Всего от рук Галявиева погибли семь школьников и двое преподавателей, десятки пострадали.
Полиция прибыла на место примерно через 14 минут после первых сообщений о стрельбе. К тому моменту Галявиев вышел на крыльцо с поднятыми руками, где его и задержали. Сейчас он находится под арестом, ему предъявили обвинения в убийстве более двух лиц, покушении на убийство, изготовлении взрывного устройства и умышленном повреждении имущества.
Параллельно дела возбудили против директора гимназии № 175 Амину Валееву и генерального директора ООО «Ваша Безопасность» Сергея Иванова. Последний отвечал за безопасность в учебном заведении. Подробнее о ходе расследования — в сюжете Inkazan.
Через четыре месяца после казанской трагедии студент первого курса юридического факультета Пермского государственного университета Тимур Бекмансуров пришел в учебное заведение с пятизарядным помповым ружьем. Он был одет в военный шлем и маску. На входе он убил охранника, после чего прошел дальше. Бекмансуров стрелял по людям в корпусах № 8 и № 6. Были убиты шесть человек, пострадали 47.
Стрелка обезвредили, когда он спускался по лестнице. В ходе задержания Бекмансуров получил ранения. Его госпитализировали в тяжелом состоянии, в больнице напавшему сделали операцию и ампутировали ногу. Бекмансуров незадолго до нападения на университет написал на своей странице в социальной сети, что трагедия в Казани «сыграла ему на руку».
Девушка молодого человека на допросе заявляла, что Бекмансуров называл нападение на гимназию № 175 «прикольной». Она также говорила, что ей неизвестны причины, по которым ее вторая половина решилась на этот поступок. Бекмансурова обвинили в убийстве более двух лиц. Его, как и Галявиева, в ходе экспертизы признали вменяемым.
После трагедии в Перми министерство науки и высшего образования России разработало план действий для учебных заведений в случае вооруженных нападений.
В 2018 году в крымской Керчи случилось крупнейшее по количеству жертв массовое убийство в учебном заведении за последние годы. 18-летний студент политехнического колледжа Владислав Росляков с ружьем и взрывными устройствами зашел в учебное заведение через задний вход. Оставив оружие на втором этаже, он устроил взрывы в буфете. Изначально сообщалось, что это был взрыв газа.
Когда Росляков вернулся на второй этаж, он взял ружье и начал стрелять по людям. Забаррикадировавшись в библиотеке, молодой человек покончил жизнь самоубийством. В результате трагедии погибли еще 20 человек, 67 получили ранения. Следственный комитет возбудил дело по статьям о террористическом акте и убийстве более двух лиц общеопасным способом.
Пострадавших выносили из учебного заведения на выломанных дверях — у врачей не хватало носилок. Пользователи социальных сетей предполагали, что стрелок публиковал на своей странице анархические посты и тексты в стиле «Колумбайн»*. Сообщалось, что Росляков при подготовке к нападению действовал один. Мотивом называли конфликт с преподавателями.
*Движение «Колумбайн» внесли в перечень организаций, деятельность которых признали экстремистской или террористической.
В конце октября 2019 года 36-летний Денис Поздеев попал в детский сад «Сказка» Нарьян-Мара, где во время тихого часа зарезал шестилетнего ребенка. Напавший был в состоянии алкогольного опьянения, а свои действия он объяснял «голосами в голове», обещавшими «вечную жизнь». Мужчину задержали на месте преступления, следком возбудил уголовное дело по статье об убийстве малолетнего.
Охранник пропустил Поздеева, так как думал, что он отец одного из детей. Его в итоге приговорили к 2,5 годам лишения свободы и обязали выплатить по 600 тысяч рублей потерпевшим. После трагедии уволились глава департамента образования Ненецкого автономного округа Лина Гущина и заведующая детсадом Галина Овчинникова.
Самого Поздеева направили на принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа. Его освободили от уголовной ответственности. В Государственной Думе России после этого случая задумались о том, чтобы передать охрану образовательных учреждений Росгвардии.
В декабре 2021 года 18-летний бывший ученик гимназии Введенского Владычного монастыря Владислав Струженков устроил подрыв на входе в учебное заведение. Он планировал совершить нападение во время утренней молитвы, но двери в гимназию оказались закрыты. В результате пострадали 13 человек, в том числе и Струженков.
Следком возбудил дело по статье о покушении на убийство и незаконном обороте взрывчатых веществ. Когда Струженков пришел в себя на следующий день после нападения, он заявил о желании убивать людей. «Не было ни ненависти к религии, ни буллинга, ни обиды на учителей», — писал Telegram-канал SHOT.
После инцидента задержали друга Струженкова. Он рассказал, что молодой человек собрал взрывное устройство из подручных средств. В нем были шурупы и гвозди. Сейчас подозреваемый находится под арестом.