«До сих пор хочется его видеть с гитарой на сцене»: не стало Камрада Листкова

20 мая 2022, 18:48
Сегодня стало известно о смерти известного казанского исполнителя блюз-рока, бессменного лидера группы «Листья травы», радиоведущего Владислава (Камрада) Листкова. Сиротой остался 11-летний сын музыканта, мать которого убили, когда он был малюткой. Inkazan вспомнил его судьбу и поговорил с бывшими коллегами Листкова.

От «Кино» до блюза: как появились и распались «Листья травы»

В восьмом классе Листков увлекся русским роком, слушал «Алису», «Кино». Примерно тогда же, в 16 лет, впервые взял в руки гитару. Инструмент ему подарила бабушка, которая научила его первым украинским песням. Позднее юноша начал слушать Beatles и Rolling Stones и решил поступить на факультет иностранных языков.

Будучи первокурсником, ему довелось поработать в колхозе. Тогда в перерыве между трудами он разучил несколько гитарных аккордов битловской «Yellow submarine». С тех пор Листков подсел на музыку и принялся сочинять.

На третьем курсе он познакомился со студентом-медиком Андреем Захаровым (Доктор). Их увеличение оформилось в группу Dixi, которая играла музыку в стиле Джими Хендрикса. Третьим участником стал барабанщик Линар Валишин (Прокурор), в ту пору студент юридического факультета.

Состав группы постоянно менялся. Несмотря на текучку, Dixi сразу завоевали умы местной молодежи и богемной тусовки. Во время одного из концертов группу заметил представитель фирмы Levi's в Казани. Он предложил помочь с записью альбома на одной из лучших студий Москвы.

Единственным условием для сотрудничества было переименование в «Листья травы». Это поэтический сборник американского поэта Уолта Уитмена. Ребята согласились, учитывая, что фамилия фронтмена перекликается с новым названием. Поэтому 1995 год чаще всего называется годом рождения группы.

Музыканты пели на английском. Их фронтмен был уверен, что песни должны исполняться на языке оригинала жанра. А блюз зародился в Америке.

В Москве «Листья травы» действительно записали альбом «Old wave», но успеха это не принесло. Материал оказался сырым из-за неопытности участников, а с продюсером пришлось расстаться из-за его пагубных пристрастий. Группа развалилась.

Коммерческая музыка победила: возрождение группы и уход Листкова с радио

Примерно в те же годы, учась на пятом курсе иняза, Листков устроился на радио. В одном из последних интервью он вспоминал, что у него была вполне престижная работа. Он был переводчиком в агентстве при министерстве внешних экономических связей Татарстана.

Но директор «БИМ-радио» переманил эрудированного молодого человека, предложив зарплату повыше. 90-е стали новой эпохой для радио. Ведущие перестали быть дикторами, как в советское время. У радио появилось «лицо». В Казани одним из таких лиц был Листков, также известный как Камрад. Тогда он вел передачу «Джазовый перекресток» о блюзе.

В 1997 году Листков собирает новый состав музыкальной группы, который тоже нельзя назвать постоянным. И снова концерты. Спустя два года к «Листьям травы» присоединяется давний соратник Листкова Захаров, ставший к тому времени дипломированным медиком.

В 2000 году у команды появляется постоянная площадка — кабачок «Веселый Роджер», где собирались местные знатоки джаза и блюза. Тогда же вышел альбом, ставший первым серьезным итогом творчества группы.

Через год лидер группы женился. А «Листья травы» впервые сыграли в Минске на международном слете байкеров, где зарекомендовали себя как неистовые блюз-рокеры. После этого группа каждое лето катались в Беларусь на байк-слеты и объездила многие города с концертами.

В 2004-м в свет выходит московская запись группы Laces out. «Альма-матер» «Листьев» — «Весёлый Роджер» — закрывается. Музыканты выступают в баре «Джокер» и через несколько лет становятся его постоянными резидентами. Зал на 250 любителей блюз-рока всегда полон. Позднее выходят альбомы Game on, первый сольный альбом Листкова Acoustic Heart.

А затем он решил уйти с радио. Свой последний эфир в качестве ведущего он провел в 2007 году. После 12 лет на радио Листков внутренне не согласился с тем, что оно перешло на коммерческие рельсы.

«К 2007 году моя авторская программность улетучилась. Коммерческая музыка победила»,говорил он в интервью.

А дальше — выступления в Петербурге, Москве. А в 2008 году «Листья травы» даже спели для американского посольства и сотрудников московской американской школы.

Много поворотов, которых никто не заслуживает: трагедии в жизни Листкова

В 2013 году, в ночь на закрытие Универсиады, произошла трагедия. Бывшую супругу Листкова и ее родителей убил сожитель. Мужчина из-за ревности напал с ножом на 33-летнюю Наталью Васильеву-Ботвинову, дизайнера издания «МК в Татарстане», на глазах у ее сына. Мальчику тогда было 2,5 года. А после убийца расправился с родителями девушки.

После случившегося Листков забрал ребенка к себе. Позднее музыкант рассказывал, что подросший сын занимается роликами в экстрим-парке «Урам». В этом он похож на на самого Листкова: тот в юношестве занимался скейтбордингом и брейкдансом.

Как признавался Листков в интервью 2021 года, недавно он чуть не потерял голос. Дошло до того, что ему было трудно говорить, собирался искать нового солиста. Но после обращения к врачам и лечения голос вернулся. Артист жаловался и на боль в ногах, которая появилась из-за детской травмы.

«Иногда болячки притупляют оптимизм. Но я всегда надеялся на хорошее, потому что в жизни было много таких поворотов, которых никто не заслуживает», говорил Листков в интервью.

До последнего времени музыкант не выпускал гитару из рук. В 2021 году он достроил свою студию, где собирался проводить квартирники и выставки.

На 49-м году жизни после продолжительной болезни он скончался.

Любимец женщин и эрудит: бывшие коллеги вспоминают Листкова

Казанский радиоведущий Артем Рычев знал Листкова с подросткового возраста, когда оба играли в группах. Они познакомились во время выступления в парке «Черное озеро». Затем пересекались на радио. Поскольку город был небольшим, все радиоведущие знали друг друга.

«На протяжении всей жизни про Влада можно было сказать, что он веселый, смеющийся. Это был человек, которого обожали женщины, который виртуозно владел гитарой. В середине 90-х, когда толком не было интернета, он слыл начитанным, образованным в музыкальном плане. Неспроста такие люди появляются на радио», — вспомнил Рычев.

После ухода с радио Листков продолжил заниматься музыкой.

«Я у него как-то спросил: „Когда ты выстрелишь как музыкант, чтобы тебя Первый канал пригласил?“. Он ответил: „Понимаешь, судьба блюзмена очень интересная. Он только ближе к своей старости становится признанным, а до этого времени играет музыку, набирает обороты“. Мне очень жаль, что я не увижу Влада в старости. До сих пор очень хочется его видеть с гитарой на сцене»,добавил Рычев.

Смерть Листкова стала неожиданной, рассказывает звукорежиссер, директор студии Сиденко, доцент кафедры телевидения КазГИК Игорь Сиденко. Они много где пересекались: вместе сидели в жюри музыкального конкурса, а позднее Сиденко даже использовал песню Листкова в фильме.

«Мы же музыканты. В одном месте играем. Рано или поздно пересеклись бы на каких-то концертных площадках. Я его знал, когда он еще работал на „БИМ-радио“, а я тогда был на „Волга-радио“. Казань не очень большой город в этом плане, все знали друг друга», — рассказал Сиденко.

Они строили планы по сотрудничеству: Листков пригласил его в свою новую студию звукорежиссером.

Радиодиджей Тимур Мирясов, известный под псевдонимом Луиджи Марио, тоже работал и дружил с Листковым. Он вспоминает товарища как вдумчивого, доброго, понимающего человека.

«Был такой клуб „Голден Макс“. Иногда мы работали там вдвоем. Работа такая: приходишь, выставляешь всю технику. Наш наставник Dj Болт повторял поговорку: „Диджей трезвым не играет“. Так что мы не только работали вместе, но и отдыхали», — рассказал Мирясов.

Листков был тем, что сделал радио более доступным и понятным для поколения слушателей 90-х. Его коллега, радиоведущий Махмуд Аракаев, он же Айдар Гумеров, объяснил, в чем был феномен Камрада.

«Для людей это было непонятно — где это радио, где это телевидение. А Влад пел в клубах, он был известен. Его было легко найти, легко достучаться. Он был очень отзывчивым и добрым человеком, никому не отказывал в общении. В этом был его феномен: до сих пор у него только друзья. Нет людей, которые могли бы что-то плохое про него сказать. В этом был и феномен радио 90-х: это не где-то там на небесах, а тут рядом с тобой. Я тебя вчера слушал по радио, а сейчас стою разговариваю с тобой», рассказал Гумеров.

#Культура #Новости #Музыканты #Музыкант
Подпишитесь