Posted 3 июня 2022, 14:00
Published 3 июня 2022, 14:00
Modified 18 сентября 2022, 15:14
Updated 18 сентября 2022, 15:14
К началу прошлого века Казань была богатым, но разношерстным городом. Архитектурный стиль его центра формировался именитыми архитекторами — с вкраплениями трущоб, — а окраины имели деревенский облик. В 1918 году город стал одним из центров революции. За него велись ожесточенные бои.
Укрепление власти Советов и взятый ими курс на индустриализацию дал старт массовому переселению в столицу жителей окрестных деревень. К концу 1930-х население Казани увеличилось в 2,5 раза — до почти 400 тысяч человек. Темпы строительства не успевали за притоком людей.
Действовал принцип уплотнения. К началу 1933 года в Казани было 13,4 тысячи жилых домов. В большинстве своем — одноэтажных и деревянных бараков и общежитий, где в одной комнате могли ютиться несколько семей. Чуть легче стало в довоенную пятилетку, когда город и крупные предприятия занялись жилищным строительством.
На месте разрушенных храмов в центре появлялись 4-7 этажные здания — первые «сталинки». Пожалуй, один из самых знаменитых примеров — дом валяльно-фетровой фабрики «Татваленок» у театра Камала. Здание было построено на территории церкви Четырех Евангелистов, возведенная в XVII веке и снесенная в 1939 году.
Одновременно растет Заречье — находящиеся на правом берегу Казанки заводы обрастали кольцами из жилых домов для их сотрудников. Яркий пример — общежитие завода обозных деталей № 169. Когда-то этот ныне аварийный дом на пересечении улиц Адмиралтейской и Мало-Московской был образцово-показательным.
В войну Казань приняла эвакуированные предприятия. Для них строили полноценные социалистические городки. Самый знаменитый — поселок им. Серго Орджоникидзе в Авиастроительном районе, ныне памятник культурного наследия. Тогда же появились двух-трехэтажные сталинки в Дербышках.
Люди расселялись в соответствии с представлениями партии о социалистическом равенстве. В одном доме могли находиться просторные квартиры на одну семью и разделенные на несколько семей коммуналки для рабочих. Ценным сотрудникам было нетрудно получить жилье.
“Мы в Зеленодольске жили и в Казани. Муж работал главным бухгалтером молкомбината. Сразу квартиру дали», — вспоминает жительница столицы Татарстана Шакуфа Гарифуллина, родившаяся в 1928 году. В деревне, где на заре Союза жилищный вопрос стоял не так остро, как в городах, ситуация изменилась.
«Когда я выходила замуж, муж был младшим лейтенантом в воинской части, главным бухгалтером по-нашему. Мы построили в Шаймурзино дом. Было непросто, потому что леса там не было. Муж за несколько километров ездил покупал бревна. Потом сруб сделали», рассказала Inkazan Мархаба Хафанзяновна, родившаяся в 1931 году.
Бум жилищного строительства пришелся на послевоенную двадцатилетку. Разрослись Дербышки, Советский район вдоль Сибирского тракта, изменился центр города. Тогда свои очертания обрел поселок Юдино, выросла часто Ново-Савиновского и Московского района — вплоть до соцгорода. Появилась жилплощадка.
Раиса Шулаева 1948 года рождения в разговоре с Inkazan вспоминает, что ее семья приехала в Казань в 1955 году. Они жили у родственника в двухэтажном доме на улице Волкова — сейчас большая часть таких построек снесена. Позже семье дали квартиру московского проекта на пересечении улиц Калинина и Хороводной.
Гостиница «Татарстан», Казанский цирк, Дворец спорта — здания той эпохи, окончательно оттеснившие в прошлое городские трущобы. Тогда же появились планы по застройке города домами высотной этажности, объединенных в микрорайоны — будущие Квартала, Горки 1 и 2, Азино.
С 70-х и до развала Союза выросли высотные кварталы: между улицами Ибрагимова и Бондаренко, проспектом Ямашева и улицей Адоратского, район Горки — от одноименной станции метро до проспекта Победы. Власти решили сделать город миллионником с помощью активной застройки и присоединения поселков.
Путь к светлому будущему осложняла плановая экономика: в один год деньги на возведение зданий были, в другой власти экономили за счет стройки. К концк 80-х она шла вяла, особенно в части административных зданий. Дом, ныне занимаемый «Татэнерго», возводили 20 лет, многие здания не сдали в эксплуатацию.
«Казань 80-х годов — это очень серый, очень мрачный город. Не было практически ярких цветов в застройке. Для меня был праздник 1 Мая и 7 ноября, когда украшали площадь Свободы. Красные кумачи, которые вывешивали на нынешней Ратуше, пятом здании КАИ, сталинке „Миру — Мир“, мне казалось, что это праздник. Это было единственное украшение», рассказал Мурат Жинов 1978 года рождения.
Строили в основном по типовым проектам из унифицированных деталей. Как итог — жилые кварталы стали серыми и безликими. Уже в следующем тысячелетии новое поколение начнет романтизировать эти «панельки», посвящая им песни и фотопроекты. Для их родителей получение отдельной квартиры было счастьем.
Многих горожан переселили в новые квартиры из ветхого аварийного фонда и коммуналок в центре. Причем новое жилье давали бесплатно. “Мама и папа работали инженерами. Родители вступили в кооператив за год до моего рождения, чтобы получить квартиру», — рассказала Жанна Ахметзянова, родившаяся в 1968 году.
Участие в кооперативе предполагало, что люди дают деньги на постройку домов, а впоследствии получают в них квартиры — фактически в частную собственность. Те, кому жилье выдавали, были его нанимателями. В 90-е многие не приватизировали квартиры, чтобы не платить налог, и лишились полученного при Союзе.
«В самом начале 80-х мы часто с бабушкой садились на троллейбус, что шел по улице Свердлова (ныне Петербургская — Inkazan). Я помню эти маленькие, деревянные, покосившиеся дома. Вросшие в асфальт, когда уровень тротуара проходил по середине окон. Мне казалось все очень убогим, старым. Сегодня, когда я иду по Петербургской, я вижу хорошие, новые, чистые дома. Для меня это и есть то изменение, которое произошло», рассказал Мурат Жинов 1978 года рождения.
Уже после развала СССР в Татарстане появился налог для бизнеса на ветхие здания — на эти деньги власти строили жилые кварталы. Прошло 1000-летие Казани, к которому в городе окончательно избавились от островков трущоб в центре. Тысячи людей переселили в Азино, а позже — в соципотечный «Салават Купере», уже не бесплатно.
Сегодня за квадратный метр в новостройке придется отдать около 155 тысяч рублей. Во вторичке, доставшейся многим от родителей, — чуть больше 134 тысяч. Покупка жилья не всем по карману. Об этом свидетельствует ипотечный бум. А столица Татарстана продолжает расширяться — в ней живут более 1,3 млн человек.