Posted 8 июня 2022,, 06:23

Published 8 июня 2022,, 06:23

Modified 18 сентября 2022,, 15:16

Updated 18 сентября 2022,, 15:16

Интервью: директор магазина «Пятёрочка» о «фишках», партнёрстве и дипломатии

8 июня 2022, 06:23
Каждый ли может возглавить магазин? Может ли директор стать полноценным партнёром в компании и как ему научиться «чувствовать» покупателей? Об этом Inkazan поговорил с директором магазина-партнёром «Пятёрочка» в Казани Денисом Дмитриевым.

Из студента в администраторы

Денису Дмитриеву 30 лет, а он уже возглавляет один из магазинов «Пятёрочка». Свой профессиональный путь в ритейле он начал сразу после окончания университета.

- Денис, Вы окончили факультет подготовки специалистов для судебной системы. Что Вас подтолкнуло к смене профессиональной деятельности и почему Вы выбрали ритейл?

- Десять лет назад, к концу своего обучения в ВУЗе, я устроился работать администратором в торговую сеть «Пятёрочка», а уже в 2014 году стал директором магазина. Именно тогда я понял — это моё. Было сложно, но усилия приносили результат, мои навыки росли, и вместе с этим улучшались и показатели магазина. В 2021 году мне доверили управление магазином в новой концепции.

- Какими качествами важно обладать, чтобы стать директором магазина? Может ли такую карьеру построить любой человек или все-таки есть специфика?

- В первую очередь директор должен уметь организовать людей и работу в своем магазине, сплотить собственную команду для достижения общей цели. Очень важно уметь расставлять приоритеты, знать, что такое тайм-менеджмент, рационально использовать человеческие и материальные ресурсы компании.

Может ли это сделать любой человек? Думаю, нет. Все-таки это человек с определённым аналитическим, стратегическим складом ума, владеющий способами выстраивания взаимоотношений с коллегами. Быть директором - это в какой-то мере быть дипломатом.

«Пятёрочка» учит мыслить, как предприниматель

С осени прошлого года в рамках развития культуры партнерства «Пятёрочка» начала внедрять в своих магазинах программу «Директор магазина-партнёр». Ее суть в том, что директор магазина получает намного больше полномочий, чем у него было раньше, и действует уже как партнёр бизнеса. То есть он может самостоятельно устанавливать план продаж, исходя из цели по EBITDAR (прибыль до уплаты процентов, налогов, амортизации и расходов на аренду) набирать команду, менять график работы и так далее.

Если директор магазина-партнёр видит, что для развития магазину нужны свои «фишки», то у него есть возможность их внедрить, протестировать. Что это может быть? Ну, например, – установка кофепоинта, станции со свежевыжатым соком или кассы самообслуживания, участники программы могут решать, какие закупать товары и в каком количестве, нужна ли их магазину охрана. Таким образом они могут влиять на свой доход и доход работающих в их команде сотрудников, но при этом имеют надежный тыл – в виде крупной компании.

Магазин на улице Сары Садыковой, 22, которым управляет Денис, считается флагманским в Казани. Здесь уже продают выпечку собственного производства и можно купить ароматный кофе. Денис уверен, что это не предел и многое еще можно улучшить.

- В мае Вы вошли в программу «Директор магазина-партнёр». Какова ваша цель, что вы планировали получить от программы? Это же дополнительная ответственность.

- Партнёрство — это новые возможности, новый уровень саморазвития совместно со своей командой. Это иной подход ко всему, более глобальный. Ответственность — это что-то конкретное, это умение держать ответ за собственные действия или бездействие. Я привык только действовать. Поэтому здесь все зависит индивидуально от каждого человека.

- Многие люди, наоборот, стремятся работать в найме, чтобы избежать лишней ответственности и нагрузки. Вы явно не из таких людей. Не пожалели ли о своем решении пойти в программу?

- У меня большой опыт, поэтому уже становится тесновато в рамках директора магазина. Партнёрство позволит мне узнать много нового, освоить новые практики, использовать в своей работе те инструменты, которые ранее были недоступны.

Конечно, я не жалею, я с удовольствием получаю тот бесценный опыт, который даёт компания. Сам каждый день учусь чему-то новому и являюсь наставником для сотрудников и коллег.

- Директора магазина-партнёры получают больше полномочий, например, могут внедрять в магазинах дополнительные идеи. Есть ли у вас уже какие-то наработки? Что планируете изменить, улучшить?

- Да, есть идеи по расширению сервисов в магазине, планируем установить собственную кофемашину, в данный момент она арендованная, и стойку с микроволновкой, чтобы покупатель мог сразу оплатить и перекусить, не выходя из магазина. Сейчас этот проект на стадии внедрения.

- Ощущаете ли вы, что у вас стало больше свободы, как у партнёра? Теперь вы можете влиять непосредственно на бизнес-результат. Вдохновляет ли это?

- Безусловно, возможность непосредственно влиять на процессы магазина дает ощущение свободы и ответственности, это очень вдохновляет, дает дополнительный стимул развивать магазин, относиться к нему как к своему собственному бизнесу.

- К каким результатам вы планируете прийти как партнёр? Если ли у вас ориентир?

- Я поставил себе определенные цели, к которым стремлюсь. Цели достаточно амбициозные, но все в моих руках, моя команда мне в этом помогает.

- Как представляете себя через год? Через пять лет?

- Я планирую продолжить работу в компании на должности директор магазина-партнёр. Есть очень много идей, которые еще хотелось бы реализовать в своем магазине, в перспективе 5 лет роста и развития на данной позиции.

«Смотрю на общую картину глазами покупателя»

Как вы считаете должна ли концепция магазина подстраиваться под ту локацию, где он находится? Должны ли быть какие-то «фишки»?

- Я горжусь, что работаю и живу в историческом районе. Мой магазин находится в Старо-Татарской слободе. Рядом есть несколько точек притяжения туристов – мечети, музеи, а ещё университет и колледж. Поэтому, безусловно, локальные фишки есть. Например, халяль-продукция, национальные сладости: это и чак-чак, баурсак, традиционные пельмени, выпечка собственного производства.

- А как вы взаимодействуете с коллективом? Ведь их же тоже нужно мотивировать и вдохновлять на подвиги для покупателей?

Сейчас технологии шагнули далеко вперёд, очень удобно взаимодействовать, используя чат в мессенджерах – можно быстро доносить информацию сразу до всех сотрудников. Важные вопросы мы, конечно, обсуждаем лично, каждый вторник проводим небольшие собрания. Вообще, мотивация — это ключевое в работе директора. Важно быть замотивированным самому и вдохновить коллектив. Я выстроил сильную команду, и мы работаем плечом к плечу, я вижу отдачу и результат.

Персонал для меня всегда был фундаментом магазина, на котором всё держится, ведь именно они общаются с гостями, они транслируют ценности и культуру компании, получают обратную связь.

- В чём особенность российских магазинов и российского покупателя?

- Все покупатели очень разные. Я считаю, первостепенную роль играет ассортимент, чтобы была возможность купить почти всё в одном месте, у дома, не выезжая куда-либо. Ведь время сейчас становится очень важным ресурсом. Наши гости очень компетентны, они уже имеют определённый опыт в выборе товаров и обдуманно подходят к совершению покупок, особенно дорогостоящих, всегда обращают внимание на скидки. А «фишка» «Пятёрочки» как раз достаточно широкий ассортимент по невысоким ценам.

- Какой совет Вы бы дали себе, когда были в начале своего профессионального пути?

- Идти к своей цели и не бояться ошибаться. Ошибки помогают нам учиться.

- Как ваша работа повлияла на вашу жизнь, привычки? Стали ли вы обращать внимание на что-то, что раньше не бросалось в глаза?

- Я смотрю на общую картину в целом, глазами покупателя, также совершаю покупки в своем магазине, пытаюсь понять, что мы еще можем усовершенствовать, как можем повысить качество и сервис для наших гостей.

"