Posted 10 июня 2022, 14:00

Published 10 июня 2022, 14:00

Modified 20 августа, 14:50

Updated 20 августа, 14:50

Назад в СССР: проезд в трамвае за 3 копейки и редкие звонки в такси

10 июня 2022, 14:00
В Казани метро течет после дождей, вечерами автобусы ходят редко и не везде, трамваи лишь недавно перестали гореть. При этом стоимость проезда растет. Inkazan узнал у горожан, каким общественный транспорт был во времена СССР — на чем добирались до работы, когда не было красных автобусов и сколько стоил проезд.

До конца XIX века единственным городским транспортом в Казани были лошади. Сначала простые дилижансы, а затем конная железная дорога. Первый электрический трамвай появился в 1899 году. Казань стала восьмым городом в Российской империи, получившим такой вид транспорта: 15 километров путей и 26 вагонов. Один из них до сих пор стоит у станции метро Суконная Слобода.

В 1910 году в Казани появилось первое такси «Аутотранспорт». На нем можно было доехать до другого берега Казанки по Ленинской дамбе в Кизическую слободу, располагавшуюся примерно за торговым центром «Тандем».

Первые автобусы появились в 1926 году. «ФИАТ-БЛ-18» ходили до улицы Восстания, позже — до Козьей и Ново-Татарской слобод. Если сейчас жители казанских поселков, вынужденные толпиться в переполненных автобусах, просят увеличить их количество, то стоит вспомнить, что в советские времена их было 12 на весь город.

Люди старшего поколения вспоминают, что в послевоенные годы на казанских улицах было мало личных автомобилей или общественного транспорта. Поэтому чаще просто ходили пешком.

«Это сейчас людей меньше, чем машин», — говорит Шакуфа Гарифуллина 1928 года рождения.

В 1948 году в Казани появился первый троллейбус — маршрут № 1. По нему ездили модели «МТБ-82», которые рассекали по городу до 70-х. Потом их постепенно заменили более современные «ЗиУ».

Первый маршрут проходил по улице Декабристов. В те годы она выглядела далеко не так, как сегодня. Трамвайные рельсы располагались не по центру проезжей части, а сбоку. Сейчас их убрали. Само шоссе было настолько узким, что две машины разъезжались с трудом.

Вторую трамвайную линию начали строить в 1950 году. Она соединила площадь Тукая с Кировским районом, конечный пункт был у школы № 1.

«В студенчестве у дома был трамвай № 2. Рядом была его деревянная диспетчерская, она долго была архитектурным памятником местного значения, потом ее снесли. Проездной студенческий билет стоил 20 копеек. Когда уже устроилась на работу, ходила к 6:30 на остановку, чтобы поехать на автобусе. Но туда сложно было попасть из-за толпы. После таких поездок все плоские и мятые вылезали», — вспоминает Раиса Шулаева 1948 года рождения.

В 1959 году была проложена трамвайная линия в речной порт и протянута контактная сеть по улице Восстания. В 1970-е годы трамвайные пути проложили в новые спальные микрорайоны: Горки и Квартала.

В это же время на смену автобусам «Фиат» пришли «Икарусы». Позже появилась более вместительная версия «Икаруса», с «гармошкой». Они были типичными не только для всех городов СССР, но и для стран ГДР. И если для ремонтников такой транспорт был удобен, то для пассажиров нет.

С годами уплотнители на люках изнашивались, поэтому выхлопные газы попадали в салон, превращая поездку в испытание. Плюс в гармошках порой появлялись дыры, поэтому в салоне в плохую погоду бывало мокро.

«Мы переехали в поселок Мирный, и я в школу в центре ездила каждый день с тремя пересадками: автобус, троллейбус и трамвай двойка», — вспоминает Фарида Айзатуллина 1978 года рождения поездки на закате советской эпохи.

Жанна Ахметзянова, родившаяся в 1968 году, вспоминает, что ее семья жила на улице Хади Такташа. Дом находился в глубине, поэтому чтобы добраться до «Кольца», нужно было идти около 15 минут. По ее словам, по Вахитовскому мосту тогда ходил один-единственный автобус № 47. Он ездил в сторону улицы Николая Ершова.

В центр оттуда ничего не курсировало. Чтобы добраться от Хади Такташа до центра, надо было садиться на трамвай № 8, который останавливался около химкомбината Вахитова. Либо идти на улицы Павлюхина, Островского, Петербургскую. Там была остановка трамваев и троллейбуса.

«Были и автобусы — № 10 и № 47, но они так редко ходили. Проезд в трамвае стоил 3 копейки, в троллейбусе — 5 копеек. Для сравнения, коробок спичек можно было купить за 1 копейку. Молочное мороженое с сахаром, самое дешевое и невкусное, стоило 10 копеек. Пломбир — 20-22 копейки», — вспоминает она.

Такси хоть и — по воспоминаниям некоторых — «стоило копейки», особой популярности не имело. «Это были старые „Волги“ с шашечками и огромными кожаными сиденьями. Такси надо было заказывать по телефону, но это делали очень редко. В основном когда приезжали из гостей или в гости», — вспоминает Ахметзянова.

В СССР такси было уникальным явлением: с одной стороны это роскошь и комфортное передвижение, с другой — невысокие цены и низкая популярность. Недаром знаменитой стала фраза из советского кинофильма: «Наши люди в булочную на такси не ездят».

«Я родилась 1 января. Мама рассказывала, что они отметили Новый год, уснули под столом, так как больше нигде не было места, везде спали гости. Утром она встала и поняла, что пора рожать. Они сели на трамвай с отцом и ее мамой и поехали в роддом. Ни о каком такси речи не шло», — вспоминает Айзатуллина.

Уже после распада СССР в Казани появились «Газели» и «ПАЗики». Именно с этих пор началась погоня водителей за выполнением плана, поэтому ПДД были лишь формальностью.

В 2005 году в городе появилась первая «ветка» метро: от Кремлевской до Горок. Ее построили к 1000-летию Казани, так казанский метрополитен стал самым молодым в России.

Красные автобусы и зеленые троллейбусы стали появляться после транспортной реформы в 2007 году. И хотя их внешний вид сильно отличается от праотцов из СССР, проблемы у общественного транспорта остались прежними.

Подпишитесь