Posted 15 июня 2022, 11:31

Published 15 июня 2022, 11:31

Modified 18 сентября 2022, 15:17

Updated 18 сентября 2022, 15:17

«Не верю!»: как татарстанские депутаты меняли закон о выборах

15 июня 2022, 11:31
Депутаты Госсовета Татарстана в первом чтении приняли изменения в Избирательный кодекс Татарстана. Практику электронного голосования одобрили не все члены парламента.

О том, что предстоит изменить в Избирательном кодексе Татарстана, чтобы привести его в соответствие с федеральным законодательством, рассказал депутат Альберт Хабибуллин. Предлагается разрешить проведение дистанционного электронного голосования — с этим уже экспериментировали в Курганской, Мурманской и других областях.

Прекратить полномочия муниципальных избиркомов с начала 2023 года — готовить выборы местных органов власти будут территориальные избиркомы. Члены с правом совещательного голоса будут только в Центризбиркоме. Министерство юстиции Татарстана будет проверять, является ли кандидат иноагентом или не аффилирован ли он с этой категорией граждан.

«Не имеют права быть избранными граждане, осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности. Перечень дополняется лицами, совершавшими преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних»,сказал Хабибуллин.

У коллег не оказалось вопросов к депутату. Парламентарий Хафиз Миргалимов решил выступить перед Госсоветом. Он начал со слов: «Вот уже 30 лет мы барахтаемся в выборном законодательстве». Депутат заявил, что не прошло ни одной кампании, которой бы не сопутствовали изменения в законе. Впрочем, предлагаемые сейчас изменения ни Миргалимов, ни его партия КПРФ не поддерживают.

Среди причин: возможность утраты данных при кибератаке на систему выборов. Не понравился Миргалимову и сам принцип дистанционного участия в выборах. Он начал с мысли, что «голосование — это не формальность», закончив утверждением, что Россия не получит гражданского общества, «культивируя безответственность и лень». Нельзя, считает Миргалимов, голосовать, нажимая кнопку, лежа на диване.

«У наблюдателя нет возможности проконтролировать, кто все-таки голосует — сам избиратель, или родственник, или какой-то мошенник. Видите, банки не могут сохранить персональные данные. Где гарантия, что наши избирательные комиссии могут хранить эти данные?»,возмутился депутат.

Он же заметил, что в стране не везде есть интернет и сотовая связь, многие граждане не пользующиеся Госуслугами. Миргалимов сравнил электронное голосование с покупкой в онлайн-магазине, заявив, что «бюллетень — это не товар». Он же указал на нарушение тайны голосования, так как участвовать в нем можно при наличии подтвержденной записи на Госуслугах. Впрочем, депутат не исключает, что люди смогут голосовать дважды — на избирательном участке и в интернете. Миргалимов указал на возможность фальсифицировать итоги выборов.

«Не верю!», заявил депутат в пылу речи, призвав доверять избирателям.

Хабибуллин ответил: электронное голосование — одна из форм участия в выборах, заставлять людей делать выбор через Госуслуги никто не будет. Он же отметил, что наблюдатели могут следить за дистанционны голосованием через специальную систему в Общественной палате. Центризбирком Татарстана демократично заявил, что готов к обсуждению законопроекта. И пообещал, что на довыборах в Госсовет в сентябре этого года электронного голосования не будет.

«Жизнь не стоит на месте. Любого спроси — конечно, самое опасное, казалось бы, что переводим на цифру, на удаленку. К сожалению, и вбросы бюллетеней были в нашей жизни — и пачками, и листочками, и так далее»,подытожил спикер парламента Фарид Мухаметшин.

Из речи главы Госсовета стало ясно: он услышал, что Миргалимов загодя обвиняет избирателей в подтасовке голосования. Завершая выступление, Мухаметшин предложил ужесточить наказание за подтасовку голосов на выборах.

Законопроект приняли в первом чтении большинством голосов.

Подпишитесь