Posted 28 июня 2022, 03:30
Published 28 июня 2022, 03:30
Modified 20 августа, 14:53
Updated 20 августа, 14:53
Торговый центр «Мега» годами был одной из ключевых точек притяжения в Казани. Жители Татарстана и соседних регионов приезжали в торговый комплекс так же часто, как в аквапарк «Ривьера». Кто-то — за покупками, кто-то — на других посмотреть и себя показать. Фактически посещение «Меги» являлось неким стилем жизни.
Первым серьезным ударом по посещаемости ТЦ стал коронавирус. В разгар пандемии количество покупателей торговых центров снизилось почти в четыре раза. Представители коммерческих точек жаловались бизнес-омбудсмену республики Фариду Абдулганиеву на падение доходов на 95-97%.
С началом спецоперации о приостановке работы или уходе из страны объявили многие бренды и магазины. По данным компании RSTAT, занимающейся системами подсчета посетителей ТЦ по всей России, в последние годы этот сегмент сильно «трясло». Причем в Приволжском федеральном округе ситуация хуже, чем в целом по стране.
Посещаемость ТЦ с марта 2022 года в среднем ниже на 10%, чем в прошлом году. Inkazan направил запрос в «Мегу», чтобы узнать актуальные данные посещаемости. На момент публикации материала ответ не поступил. Стоит отметить, что ранее руководство ТЦ оперативно предоставляло комментарии.
Одним из главных брендов, остановивших работу в комплексе, стала шведская компания «ИКЕА» — якорный арендатор ТЦ. «Ведомости» сообщили, что она планирует освободить занимаемые коммерческие площади. Однако заменить в России такой сильный бренд не удастся.
«Мы сами не создали ни „ИКЕА“, ни другие аналогичные товары, но всегда говорим, что и без них обойдемся. За все десятилетия вторая „ИКЕА“ не возникла. Это не просто площадь торговли мебелью, это высочайшая степень стандартов и сопутствующих услуг, начиная от подушек до фрикаделек», считает российский предприниматель Дмитрий Потапенко*.
Он говорит, что площади, которые освободит шведский бренд, не сможет занять одна крупная компания. Скорее всего, на нее придут мелкие дельцы. «Будет обычный совковый универсам, где будут отдельно мебельные стенки, отдельно — посуда. Такое уже было, но комплексной услуги больше не будет», — считает Потапенко*.
В то же время гендиректор компании «Мария» Ефим Кац считает, что торговые центры в конечном счете будут проданы одному крупному оператору. Однако после ухода «ИКЕА» посещаемость сети «Мега» сильно просядет: шведская компания, считает эксперт, была, по сути, главной причиной поездки в ТЦ.
«Поэтому комплексы, ранее известные как „Мега“, по моему мнению, будут переформатированы и возобновят работу под другими брендами. Новыми арендаторами могут стать как отечественные мебельные салоны, так и сети магазинов товаров для дома», считает Кац.
Чтобы завлекать покупателей, торговый центр не может долго работать без обновления. После 5-10 лет комплексу нужна реконцепция. Она может быть разной: от ребрендинга и изменения позиционирования до смены специализации. Реконцепция казанской «Меги» началась несколько лет назад.
«Если посмотреть их изначальный набор арендаторов, то он спустя 10 лет, за исключением „Ашана“, „Икеи“, изменился на 70%», — рассказывал управляющий партнер компании RRG Денис Колокольников. Он добавлял: если ТЦ устарел, проще переделать его во что-то другое или снести.
План реконструкции «Меги» был разработан еще в 2014 году, сроки начала работ периодически переносились. Обновление фудкорта завершилось только четыре года спустя: появился «Вкусный бульвар». Эксперты опасались, что ТЦ не сможет обеспечить трафик для точек питания, ведь их количество выросло в 3 раза.
Сейчас на «Вкусном бульваре» работает общепит на любой кошелек: KFC, Burger King, Subway — теперь без привычных Coca-Cola, Fanta и Sprite — и рестораны Fish & Steak, «Чайхана № 1» и «Гусь». Главной потерей для торгового центра стал «McDonald’s», ушедший на ребрендинг во «Вкусно — и точка» и не вернувшийся до сих пор.
Гендиректор ресторана «Гусь» Лилия Арифова заявила Inkazan, что с начала весны в «Меге» наблюдается отток посетителей и сдержанное покупательское поведение. По сравнению с прошлым годом, снижение трафика составило 5%. По ее словам, на работе ресторанов это сказалось незначительно.
По словам члена Союза торговых центров Павла Люлина, демарш и закрытие западных брендов особенно резко ощутили на себе крупные торговые центры. В ТЦ «Мега» и «Южный» снижение трафика по сравнению с прошлым годом достигло 20-30%. Эксперт заявил, что особенно тяжелым в этом плане был май.
«Быстро заполнить такое пространство будет достаточно сложно, хотя и не невозможно. Например, там можно разместить мебельный рынок или парк развлечений. Думаю, что мы увидим, как будет развиваться процесс к октябрю»,считает Люлин.
Одной из ключевых ошибок менеджмента торгового центра стал съезд якорного арендатора — магазина ОБИ. Он открылся вместе с самим торговым центром в 2005 году и занимал 13 тысяч квадратных метров. Когда ОБИ решил построить отдельное здание, у «Меги» не было четкой позиции, что появится на пустующих площадях.
В 2022 году стало известно, что на месте съехавшего ОБИ откроются детская площадка и кинотеатр. «Мега» подписала 10-летний контракт с федеральной сетью «Каро». Она планировала зайти в ТЦ в 2023 году, после завершения реконструкции, арендовав 3—5 тысяч «квадратов» для 10—12 кинозалов.
Но учитывая нынешнюю ситуацию с кинобизнесом и разговорами о закрытии части кинотеатров города, эта идея мало реализуема. Режиссер, кинопродюсер Мария Ламар считает, что в ближайшие год-два в целом маловероятен резкий рост количества кинотеатров. Без показа зарубежных блокбастеров некоторые кинозалы уже закрылись.
На месте реконструируемых площадей висит огромный баннер с лозунгом «Мега — более 130 магазинов для твоего шопинга». Сегодня в торговом центре работают меньше половины их них. А те, что еще не закрылись, нацелены не на массового покупателя.
Двери магазинов H& M, Zara, UNIQLO, а также Bershka, Adidas и Puma — закрыты. Собирают ли трафик работающие «Твоё» и Befree — неизвестно. Сами арендаторы, беседовавшие с Inkazan на условиях анонимности, сообщают о существенном снижении числа посетителей.
Казанцы, скорее, ездят в другие торговые центры с более удобным расположением: «Кольцо» или KazanMall. В отличие от «Меги», изначально ставшей местом для встреч и шопинга состоятельных граждан, они, как правило, привлекали менее обеспеченную аудиторию.
В то же время Потапенко* заявил Inkazan, что не нужно путать открытые магазины и наполнение их товарами.
«Наш потребитель не избалован, он и так одевался на рынке. „Абибас“ от „Адидаса“ никто особо не отличал. Еще с СССР лишь единицы одевались в „фирмовый шмот“, остальные носили фабрику „Большевичка“, но и там все шилось на итальянском оборудовании с использованием зарубежной ткани»,говорит он.
Очевидно, что без своих главных «фишек» — вроде «ИКЕА» и большого количества магазинов на одной площади — «Мега» вскоре потеряет своих посетителей. Для жителей того же района есть «Южный», а другим горожанам нет особого смысла ехать через весь город в полупустой комплекс.
Тем более, что большинству приходится делать это на автобусе, ведь метро, часть денег на которое дала «Мега», не построено.
*Внесен минюстом РФ в перечень иностранных агентов.