Posted 12 июля 2022, 17:49
Published 12 июля 2022, 17:49
Modified 20 августа, 15:54
Updated 20 августа, 15:54
С 1 июня 2022 года начал действовать закон «О единой системе публичной власти в РФ», согласно которому руководители субъектов теперь официально должны именоваться губернаторами или главами.
Татарстан был последним регионом России, называющим своего руководителя «президентом». Раньше таких субъектов было 12. Последним от «президента» отказался Башкортостан в 2015 году.
Татарстанская элита выступала против принятия, закона Клишаса-Крашенинникова, названного по имени авторов. Это был один из немногих случаев, когда региональный Госсовет не согласился с федеральным центром.
Но местным депутатам не удалось отстоять свое мнение. Глава Татарстан Рустам Минниханов заявил, что регион будут соблюдать документ — в республике «законопослушные люди». Однако посетовал, что голос Татарстане в некоторых вопросах «не услышали».
Пресс-служба Госсовета, и официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова заявляли, что «президента» планируют убрать из региональной Конституции к 1 января 2023 года, ссылаясь на переходный период, нужный для приведения местного законодательства в соответствие с федеральным.
21 июня этого года, несмотря на то, что закон Клишаса-Крашенинникова вступил в силу, Путин во время заседания президиума Госсовета страны обратился к Минниханову, назвав его «президентом» республики.
12 июля на официальном сайте правительства опубликовали документ, подписанный Путиным, согласно которому должность Минниханова теперь именуется как «глава». Галимова заявила Inkazan, что больше к этому вопросу добавить нечего.
Доктор политических наук, профессор кафедры политологии Казанского федерального университета Сергей Сергеев склонен думать, что переименование должности Минниханова уже никак не повлияет на отношения между региональными и федеральными политическими элитами.
«Переименование должно состояться до 2023 года. Госсовет республики медлит с внесением поправок в свои нормативные акты. Что касается указа [о переименовании должности Минниханова в составе Госсовета России — Inkazan], вероятно, федеральный центр хочет сделать переименование свершившимся фактом. Ничего нового в этом нет. Сейчас находимся в „серой зоне“, когда Минниханова можно именовать президентом Татарстана, а можно и главой республики»Сергей Сергеев
Что касается оговорки Путина при обращении к Минниханову как к президенту, то, по мнению Сергеева, на это не стоит обращать внимания, ведь в свое время многие пытались делать выводы о расстановке политических сил по тому, как члены политбюро стояли на трибуне мавзолея. Чаще всего это была просто случайность.
Политолог Максим Шевченко напомнил, что недавний визит секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева в Татарстан прошел в теплой и дружественной обстановке. Его встреча с руководством республики говорит о том, что консервативно-силовая, отвечающая за безопасность часть власти с Татарстаном в хороших отношениях. Сам визит Шевченко считает «ключевым», напоминая, что Патрушева называют кандидатом в преемники.
«Отношения строятся не на названиях, а на личных, финансовых связях и разного рода обязательствах, которые не озвучиваются и не выносятся на широкую публику. Вопрос названия главы важен не для самого главы, а важен для народа, который в своем сердце и душе несет суверенитет, который Минтимер Шарипович [Шаймиев, первый президент Татарстана — Inkazan] когда-то провозгласил, и который был закреплен соответствующим документом в 90-е годы».Максим Шевченко
Политолог считает, что название должности имеет значение только для жителей Татарстана, которым «очень горько, что переименовали президента, на котором держится суверенитет». В беседе с корреспондентом Inkazan Шевченко заявил, что Путин знает, что связка «президента» и суверенитета — лишь миф.
«Поэтому он назвал его президентом. Путин лично. А в абстрактных документах, кто назвал главой? Какие-то чиновники. Получается, что Путин как бы хороший», — считает Шевченко.
Политолог Павел Салин считает, что российская власть по отношению ко всем своим контрагентам использует одну и ту же тактику. В данном случае ее цель — приведение Татарстана к единому знаменателю со всеми другими регионами, за исключением Чечни, у которой особый статус. Он гарантирован не документами, а персональными отношениями Путина и ее лидера Рамзана Кадырова.
Когда Путин и федеральный центр ставят любую задачу и встречают препятствия на своем пути, они не отказываются от задачи, а меняют способы ее достижения, считает Салин. Как правило, если не получается взять наскоком, то выбирают тактику «салями»: «отрезают» по маленькому кусочку, чтобы в итоге была нарезана вся палка колбасы.
Что и произошло в случае с Татарстаном и переименованием должности руководителя региона. Не сумев добиться полноценного согласия со стороны республики, федеральный центр незаметно пытается изменить вербальную систему координат со своей стороны, надеясь, что, если регион это проглотит, потом можно будет снова применить этот способ.
«И в итоге все получится так, как запланировала федеральная власть. То есть Татарстан смирится с переименованием должности. Маленький кус — маленькая уступка, потом больше и больше. Тактика не уникальная, так российская власть поступает со всеми своими контрагентами, которые демонстрируют несогласие с ее целями».Павел Салин