Posted 26 июля 2022, 05:53
Published 26 июля 2022, 05:53
Modified 30 ноября, 21:40
Updated 30 ноября, 21:40
С начала купального сезона в Татарстане утонули 39 человек. Это меньше, чем за аналогичный период прошлого года, но все еще немало. Проблема не нова: в среднем ежегодно на воде гибнут около 130 человек. Достаточно много, чтобы в 2018 году вопрос обсуждали на Совете безопасности Татарстана.
Часто к гибели приводит купание в «необорудованных местах». В целом по республике есть более 50 пляжей и мест отдыха. На всех дежурят спасатели. В Казани всего 5 пляжей и 3 места отдыха:
С учетом рекомендаций Роспотребнадзора купаться следует только на двух — Лебяжьем и Комсомольском. Этого критически мало для города-миллионника, расположенного на слиянии двух рек.
Ответственность за пляж или место отдыха несет собственник территории. Это может быть муниципалитет или частное лицо. Именно он, а не МЧС должен следить за безопасностью людей, пояснили в министерстве.
Депутат Казгордумы от КПРФ Алексей Серов допускает, что мэрия Казани не хочет взваливать на свои плечи ответственность за купающихся людей и возможные смерти на воде. В прошлом году он предложил выбрать единого ответственного за казанские пляжи. Например, комитет по туризму, дирекцию парков и скверов, Горводзеленхоз или новую структуру. Ответа от городских властей не последовало.
«Многолетняя тенденция, что ни один из пляжей не согласован для купания, практически приводит к мысли об умышленности этих действий, чтобы городским властям не отвечать за смерть людей. Если пляж согласован, то нужно предпринимать много мер, нести ответственность. Никто этим, видимо, заниматься не хочет», — заявил Inkazan Серов.
На момент написания материала мэрия Казани не ответила на запрос Inkazan, почему в городе не легализуются пляжи и как организована служба спасения.
«Нет пляжей — нет проблем. И утопленники как бы не наши — „сам виноват“. Мне кажется, проблема не решится», — считает генеральный директор компании AVT Азамат Сабиров. Хотя еще в 2018 году глава Татарстана Рустам Минниханов обращался к муниципалитетам, требуя создать нормальные условия для отдыха людей на воде. Тогда все уперлось в традиционное отсутствие денег для их организации.
Помимо того, что городу нужны инвестиции в инфраструктуру для отдыха, само обеспечение безопасности стоит денег. В Казани на официальных пляжах и местах отдыха с 9 утра до 8 вечера дежурят матросы-спасатели «Общества спасания на водах». Они оформлены как добровольцы, но по факту их труд оплачивают город или частник.
Серов считает, что пляжи воспринимаются как коммерчески малопривлекательная сфера. Во-первых, у них короткий сезон эксплуатации, а погоду предугадать сложно. Во-вторых, у республиканских властей нет определенной позиции о том, как использовать берег Казанки.
Серов предлагает передать места, подходящие под пляжи, в государственно-частное партнерство. Но с условием, что выход к воде будет бесплатным. Бизнес сможет зарабатывать на прокате инвентаря, продаже еды и напитков, за счет посетителей кафе.
«Если предприниматель будет доплачивать муниципальным спасателям, создаст им оборудованные рабочие места, то и вероятность несчастных случаев будет ниже», — добавил депутат.
Организация пляжей — дело хлопотное. Например, МЧС требует, чтобы на месте был спасательный пост, определены границы пляжа, проведена очистка дна, а также организован лягушатник для малышей, установлены буйки, фонтанчик, раздевалки, информационные стенды. Только после этого министерство легализует пляж.
«Есть требования со стороны МЧС о том, что должно быть пологое дно, то есть без обрывов, без ям. Кроме того, должно быть проведено водолазное обследование дна на предмет скрытых опасностей», — рассказал Inkazan руководитель казанского инспекторского отделения центра ГИМС ГУ МЧС России по РТ Денис Мокеев.
И это еще не все: есть требования Роспотребнадзора.
В конечном итоге места, которые облюбовали казанцы, не подходят по меркам МЧС. Где-то небезопасно из-за близости судоходного хода, где-то есть резкие перепады дна, где-то из-за узости участка образуется сильное течение. Некоторые люди намеренно выбирают место потише: когда они начинают тонуть, некому помочь, отметил Мокаев.
Службы и чиновники проводят рейды по таким стихийным пляжам, предупреждая казанцев об опасности. Нарушителей штрафуют на 1-1,5 тысячи рублей.
Заведующая кафедрой природообустройства и водопользования КФУ Нафиса Мингазова вспоминает, что еще в начале 2000-х годов мест для купания было больше. Только на Казанке существовало 5 пляжей. Люди продолжают ходить туда по старой памяти, хотя это неорганизованные места. Например, у парка Горького, на улицах Гаврилова и Сибгата Хакима, около Русско-Немецкой Швейцарии.
Мингазова считает, что власти могут отказываться от создания официальных пляжей из-за плохого качества воды, о чем свидетельствуют пробы Роспотребнадзора. Загрязняют реку цветение воды и стоки. Последние — следствие жесткой градостроительной политики: ее берега продолжают засыпать и застраивать. Пока мэрия Казани не откажется от этой практики, улучшения ситуации ждать не стоит.
«Во многих местах у нас есть гидронамывы, которые способствуют заилению. Все это приводит к тому, что качество воды в нижнем течении Казанки неблагоприятное. Хотя сама вода в реке сульфатная, высокоминерализованная, что оказывает оздоравливающий влияние на кожу. Обидно, что мы не можем пользоваться рекой в должной мере», — сказала Мингазова.
Столица Татарстана расположена в месте слияния двух рек, поэтому отдых у воды всегда воспринимался ее жителями как нечто естественное. Таким водным богатством «обладает не каждый город в мире», заявляли в мэрии Казани в 2019 году. И констатировали: это богатство не всегда удавалось использовать в полную силу.
Не удается до сих пор. Нежелание городских властей не то что решать, даже обсуждать проблему приводит к ежегодной гибели людей. Четыре года назад региональное МЧС предлагало ставить на пляжах стенды с информацией об утонувших — как социальную рекламу. Впрочем, ее не мешало бы установить у здания мэрии.