Posted 1 августа 2022, 03:00

Published 1 августа 2022, 03:00

Modified 20 августа, 14:54

Updated 20 августа, 14:54

Не до эротики: в чем обвиняют совладельца завода, прославившегося ню-календарями

1 августа 2022, 03:00
Гендиректор и совладелец Набережночелнинского кранового завода (НЧКЗ) Марс Тимербулатов может попасть за решетку за многомиллионное мошенничество и уклонение от налогов. Само предприятие, известное календарями с обнаженкой, ликвидируется. В каких схемах обвиняют Тимербулатова — Inkazan стали известны детали.

Уклонение от налогов: лжесделки и ничего не подозревающие родственники?

51-летний Тимербулатов бессменно руководил АО «НЧКЗ» с 2006 года. Он же был совладельцем вместе с супругой. Предприятие известно среди обывателей не столько своей продукцией, сколько эротическими календарями. С 2007 года НЧКЗ распространяет среди своих клиентов мерч, достойный отметки «18+».

Прошлой осенью Тимербулатова обвинили в уклонении от уплаты налогов на 404 млн рублей (ст. 199 УК РФ) и мошенничестве на 5 млн рублей (ст. 159 УК РФ). Его делом занимается следователь по особо важным делам.

Как стало известно Inkazan, Тимербулатов мог не заплатить налог на добавленную стоимость (НДС) за 2016–2018 годы. Предполагается, что он заключал фиктивные договоры на поставку товаров и проведение работ с аффилированными с ним компаниями. Сделки якобы существовали только на бумаге. В действительности же работы выполнялись силами самого предприятия и привлеченных рабочих.

В чем выгода? Заключая договоры с компаниями, НЧКЗ получал право на налоговый вычет по НДС. А работая с физлицами, получить такой вычет невозможно. Если сделки были фиктивными, то плата за мифические работы и товары — это всего лишь «прогон» денег через аффилированные компании.

В «схеме» были замешаны челнинские, елабужские и нижегородская компании. Согласно имеющимся в распоряжении Inkazan материалам, учредителями и руководителями большинства из них были зять, свояченица Тимербулатова и работавшие у них или на НЧКЗ люди.

Следствие считает, что руководители этих предприятий якобы не знали о возможном преступном умысле Тимербулатова.

В 2016 году директор завода якобы раздобыл фиктивные договоры, счета-фактуры с этими фирмами. Как полагает следствие, за три года Тимербулатов передал своему бухгалтеру документы о якобы совершенных сделках на 2,6 млрд рублей. С этой суммы необходимо было заплатить 396 млн рублей НДС. У НЧКЗ появилось право вернуть часть этих денег через налоговый вычет.

По сделкам с неподконтрольными фирмами Тимербулатов старался занижать суммы налога, обманывая при этом бухгалтерию, считают правоохранители.

Пока следователи готовы доказать уклонение от уплаты 153,4 млн рублей НДС. Напомним, ранее заявлялась сумма в 404 млн рублей. Но даже 153 млн рублей относятся к особо крупным размерам.

Мошенничество: военные недосчитались 6 млн рублей?

Вторую схему — мошенническую — Тимербулатов якобы провернул с военными.

Главное военно-строительное управление № 4 (ГВСУ № 4) предложило НЧКЗ доработать крановое оборудование, которое завод некогда поставил ему. Техника использовалась при строительстве войсковой части в закрытом поселке в Свердловской области. Военные выбрали челнинский завод единственным поставщиком.

В 2020 году НЧКЗ закупил тали — грузоподъемные механизмы — у ООО «ТД «Кранимпорт». Но не напрямую, а через ООО «ТПК «Ресурс». По версии следствия, эту компанию сначала возглавлял бывший сотрудник НЧКЗ, затем экс-сотрудник фирмы зятя Тимербулатова.

За счет появления такой «прокладки» цена подскочила. Если «Кранимпорт» сбыл оборудование компании-посреднику за 16,9 млн рублей, то оттуда товар «вышел» с ценником в 22,7 млн рублей. Остается неясным, как ГВСУ — генподрядчик, который может контролировать ценообразование, — этого не заметил. Inkazan направил запрос в управление.

При этом посредник фактически не участвовал в сделке: детали шли напрямую на склад кранового завода. То есть, по версии правоохранителей, стоимость товаров была искусственно завышена на 5,8 млн рублей. Эти деньги якобы перешли на счет «ТПК «Ресурс», а оттуда — как следует из имеющихся в распоряжении Inkazan материалов — к Тимербулатову. Именно в такую сумму следствие оценило ущерб ГВСУ № 4, что является особо крупным размером.

Впрочем, до того, как дело попадет в суд, выдвинутые следствием обвинения должна утвердить региональная прокуратура. По словам собеседников Inkazan, в ходе утверждения статья о мошенничестве может исчезнуть из уголовного дела. Не исключено, что причина — в желании минимизировать случаи привлечения по так называемым экономическим статьям. По данным регионального МВД, только за первое полугодие 2022 года ущерб по ним превысил 34,6 млрд рублей.

Арест в аэропорту и надежды на оздоровление НЧКЗ

Проблемы у НЧКЗ начались несколько месяцев назад. В октябре на заводе прошли обыски. Тимербулатов тогда был «в шоке».

«У нас за этот период даже налогов таких не может быть. У нас нет таких объемов. Я еще не знаю, что они написали про контрагентов. Какие девять организаций?», — заявил он chelny-biz.ru, когда на него возбудили дело об уклонении от налогов на 404 млн рублей.

Когда корреспондент звонил ему, гендиректор отмечал день рождения в Калининграде. А по прилете через пару дней Тимербулатова задержали — прямо в аэропорту «Бегишево». Сначала предпринимателя заключили под стражу. Но он пробыл в СИЗО всего месяц: в ноябре меру пресечения смягчили на запрет определенных действий. В декабре Тимербулатов попросил о новых поблажках.

«Мне нужно вести финансовую деятельность. Давления я ни на кого не оказываю и не собираюсь оказывать. Нужно как-то выходить из этой ситуации, доказывать, что правильно, а что — нет. Если можно, то прошу снять с меня запреты», — сказал он во время заседания. Но суд не стал этого делать.

В конце декабря Тимербулатов, видимо, сдался: подал в налоговую заявление о ликвидации компании. При том, что финансовые показатели НЧКЗ в последние годы были в плюсе.

Несмотря на слова гендиректора о том, что «нужно разбираться», он уже полностью погасил ущерб в 5 млн рублей по делу о мошенничестве. Но по налоговым преступлениям он возместил лишь 350 тысяч рублей. Об этом заявляла следователь Эндже Гайнуллина на одном из судебных заседаний.

Работники завода разошлись

У кранового завода были и проблемы с выплатами зарплат. За октябрь–ноябрь более 180 сотрудников предприятия недополучили 13 млн рублей. Они дождались денег только в январе, после вмешательства прокуратуры.

Еще до Нового года завод распустил персонал, большинство уволились по собственному желанию.

Долги на полмиллиарда рублей и новый НЧКЗ

В январе этого года Набережночелнинский крановый завод запустил самоликвидацию. Это не спасло НЧКЗ от банкротства. Нынешней весной Арбитражный суд РТ открыл конкурсное производство до 3 августа 2022 года. Наблюдение решили не вводить: начавшаяся ликвидация говорит о том, что желания восстановить платежеспособность производства нет.

По подсчетам Inkazan, сейчас в реестр требований кредиторов включены долги на 426 млн рублей. Такие деньги попытаются отсудить 20 компаний.

Самую крупную сумму крановому заводу предъявляет «Банк Казани» — 155,4 млн рублей. Это долги и неустойки по кредитам. Немалые суммы требуют и другие финансовые организации: например, «Газпромбанк» — почти 91 млн рублей, банк «Россия» — около 58 млн рублей.

Конкурсный управляющий продолжает искать имущество НЧКЗ. Пока выявлено 8 зданий и один земельный участок в автограде, Тукаевском районе и Нижегородской области.

Появится ли на базе ликвидируемого челнинского кранового завода новое юрлицо? В январе 2022 года было создано некое ООО «НЧКЗ» с уставным капиталом 4 млн рублей. Компания зарегистрирована в том же Тукаевском районе, но в другой деревне — Белоус. Она принадлежит некому Генару Давлетшину с чистой предпринимательской историей.

Связан ли новый НЧКЗ с ликвидируемым, неизвестно. Компания Тимербулатова пока не ответила на запрос Inkazan.

Подпишитесь