«Экорайон» по-казански: многоэтажки, лес и трамвай

4 августа 11:16
Фото: АСИ "Центр"
Власти Казани вынесли на суд жителей проект планировки «Экорайона». Застройки территории бывших артиллерийских складов в Кировском районе Казани ждут четыре года. Что появится на бывших землях минобороны, сколько школ и детсадов заложили в проект и дотянут ли до туда трамвайную ветку — в материале Inkazan.

Идея создания «Экорайона» зародилась в 2017 году. Не то чтобы городу нужен был еще один поселок в его границах: вопрос, скорее в деньгах. Минобороны России передало 760 гектаров земли, ранее занимаемые артиллерийскими складами, Республиканскому фонду поддержки вкладчиков рухнувших банков. Из освоения территории планировали «выжать» 12 млрд рублей, которые направят пострадавшим.

Международный конкурс на разработку концепции и мастер-плана района объявили в 2018 году. В нем победили три консорциума, объединяющие россиян, британцев и голландцев. Тогда в фонде надеялись, что за территорию возьмется международная компания-застройщик, во что сейчас верится с трудом. Проект планировки района обещали представить до 2021 года.

В июле 2022-го «Казанский Гипронииавиапром» предложил обсудить с горожанами то, что получилось. С 4 по 25 августа казанцы смогут сказать все, что они думают о проекте планировки будущего «Экорайона». Согласно постановлению мэрии, это можно сделать через систему «Общественные обсуждения» и в городком управлении архитектуры.

Участок ограничен особо охраняемой природной территорией «Лебяжье», железной дорогой, садами вертолетного завода. Еще с одной стороны раскинулись жилой массив Аракчино и 32-й военный городок. На момент передачи земель фонду последний представлял собой двухэтажные многоквартирные дома и частный сектор.

Четыре года назад в мэрии заявили, что часть зданий — самострой, а значит, что-то придется снести, но что-то пообещали сохранить. Местные были возмущены и переезжать отказались. Впрочем, год спустя появился проект планировки городка, в котором все шесть домов присутствовали.

В то же время «Экорайон» — уникальный для города случай, когда в Казани заранее позаботились о транспортной инфраструктуре, а не разгребали последствия массовой застройки. Центр города и жилую территорию соединит полноценный тракт. Не исключено, что строящийся во многом ради нового района. Ради его прокладки у горожан выкупили десятки домов. В перспективе дорогу продлят до М-7.

Фото: Сборник муниципальных документов Казани

Согласно проекту планировки, «Экорайон» поделят на 15 кварталов. В семи из них предполагается высотная застройка от 3 до 11 этажей. Остальные должен занять частный сектор. Если смотреть в цифрах, то это 6 987 квартир и 616 частных домов, рассчитанных на проживание в общей сложности 17 506 человек.

Для сравнения, в высотном соципотечном районе «Салават Купере» живет больше 30 тысяч человек при проектной мощности в 50 тысяч населения. Одной из главных проблем этого района являются пробки — собственно, из нее и выросла идея дороги-дублера Горьковского шоссе. Впрочем, к «Экорайону» обещают провести и трамвайную линию.

Остается надеяться, что куда более элитный «Экорайон» избежит участи многочасового стояния в заторах. Для его жителей планирую построить 38 км улиц и 7 045 парковочных мест. Причем строить дороги будут постепенно — предполагается, что изначально на них будет не столь большая нагрузка. Принцип таков: чем заселеннее район, тем плотнее дорожная сеть.

Тем, кто поселится на территории бывших артиллерийских складов, обещают социальную инфраструктуру: четыре детсада в общей сложности на 900 мест и три школы на 4 503 ученика. Плюс объекты дополнительного образования на 2 338 воспитанников. Медицина будет представлена поликлиникой, детской молочной кухней и аптекой. Спорт — оздоровительным комплексом, тренажерным залом и площадками на открытом воздухе. Обещают два культурных учреждения и пункт полиции — для охраны порядка.

Запланированы два магазина и столько же отделений банков, три кафе или ресторана и несколько других бытовых организаций. Отдельно в плане прописан пункт прима вторичного сырья — все-таки строят «Экорайон». Впрочем, когда на его месте появится жилье, вопрос открытый.

Согласно проекту, освоение земель пройдет в несколько этапов. На первом проложат линии электропередач, канализацию, воду и газ. Только на втором появится первая улица и жилая застройка. На третьем этапе начнут расти высотные здания и продолжится расширение частного сектора.

«Строительство детских дошкольных учреждений выполнить после ввода в эксплуатацию двух первых жилых домов. Строительство общеобразовательных школ закончить до ввода в эксплуатацию последнего жилого дома в квартале», — многообещающе сообщает проект планировки.

Четыре года назад общий объем капитальных затрат на проект оценивали в 29 млрд рублей. Ожидалось, что строительство окупится меньше, чем за 10 лет. Впрочем, с тех пор многое изменилось. Сейчас стоимость реализации концепции неизвестна.