Posted 15 августа 2022, 14:48

Published 15 августа 2022, 14:48

Modified 20 августа 2024, 14:57

Updated 20 августа 2024, 14:57

Дорога в Азию: как «локомотивы экономики» переживают кризис

15 августа 2022, 14:48
Несмотря на санкции и кризис, транспортная отрасль продолжает развиваться. Бизнес переориентируется в сторону Азии, где существуют свои правила. Как переносит невзгоды «локомотив экономики», и кто будет доставлять нам товары — в материале редакции.

«Все грузоперевозчики, которых вы видите, это наши клиенты»

Казанская транспортная компания — ООО «КТК» — создана в 2013 году. Ратмир Зейнетдинов управляет ей с 2016 года. Бизнес крутится вокруг машин: покупки автомобилей за границей и продажей их в России. Изначально компания работала с малотоннажной техникой, но с 2017 года переключилась на большие габариты: европейские тягачи, самосвалы, полуприцепы.

Сегодня основными клиентами «КТК» являются транспортные компании с парком от 1 до 300 единиц техники.

«Все, что вы видите на магистралях, все фуры, которые перевозят потребительские товары и товары промышленного назначения, от бумаги до замороженной продукции, это наши клиенты»Ратмир Зейнетдинов.

Эта компания занимает уникальную нишу — она не является официальным дилером ни одного из европейских брендов, но работает со всеми производителями и продает технику по всей России.

«Наша бизнес-модель отличается от большинства компаний. Это помогает преодолевать конкуренцию и быть гибкими. Допустим, в одном регионе, например в Челябинске, есть большой дилер MAN, значит, туда мы поставляем другие марки, которые еще лучше отвечают транспортным задачам наших клиентов, но регион все равно не оставляем. Мы знаем специфику потребности каждого региона и можем удовлетворить любой спрос»Ратмир Зейнетдинов

По его словам, с 2016 года компания ежегодно увеличивает свои обороты на 100-120%, несмотря на то, что подобным бизнесом в России занимаются многие компании, продажа автотранспорта является одной из самых конкурентных отраслей.

Каждый ведущий мировый бренд грузовой техники имел в нашей стране от 40 до 80 дилерских центров. К тому же в России есть свои производители крупнотоннажной техники. Например, набережночелнинский «Камаз». Поэтому татарстанское поле для бизнесменов занято еще плотнее.

«"Камаз" производит технику, отвечающую потребностям наших клиентов, мы хорошо знаем их модельный ряд, продуктовую линейку. Но мы находимся в его домашнем регионе, а в Челнах, в Закамской зоне очень много торгующих компаний, которые работают с заводом. Поэтому для нас это маломаржинальный и высококонкурентный рынок. Но периодически мы взаимодействуем, к примеру, делаем надстройки на шасси. Однажды к нам обратился наш постоянный клиент, который приобретал у нас европейскую технику на протяжении нескольких лет, также у него был бизнес, связанный с перевозкой зерна, и мы для него изготовили 7 зерновозов на шасси Камаз с прицепами, клиент и по сей день с благодарностью отзывается об этом проекте».Ратмир Зейнетдинов

Затянувшийся кризис и новые реалии

Пока на планете бушевал коронавирус, во всем мире уменьшилось потребление. Соответственно, сократилось количество грузоперевозок. В первую волну пандемии на транспортном рынке было затишье, никто оказался не готов к этому. Последствия на себе ощутили все: от рядового покупателя до крупного бизнеса.

В разгар пандемии остро ощущался дефицит микроэлектроники для автомобильной промышленности. Одна из причин в том, что крупнейшие производители чипов, расположенные в Азии, переориентировали производственные потоки на изготовление компьютерной техники. Производство замедлилось. Спрос на автомобили стал выше, чем предложение. Если до ковид-кризиса грузовой автомобиль в Европе стоил 95 тысяч евро, то сейчас он будет стоить 170 тысяч евро. На ценообразование также влияет газовый кризис в Европе.

В 2022 году на смену коронавирусу пришли новые проблемы — санкции. Сейчас европейские поставки в Россию приостановлены, дилеры продают остатки. На плаву остаются те, кто успел заполнить склады заранее и быстро переориентировался на новые рынки:

«Мы увидели, что ситуация с поставками ухудшается, поэтому сразу закупили большое количество нужной нам техники. Каким-то образом, но мы тоже являемся виновниками роста цен. Но мы вынуждены так поступать, чтобы поддерживать бизнес на плаву. Пока перестраиваются логистические цепочки, все дилеры и торгующие компании вынуждены реализовывать имеющийся товар медленно, но дорого, чтобы получить адекватную прибыль. Только такая модель позволяет не увольнять сотрудников, не сокращать свои площади и правильно распределить оборотные активы, так как это прямо влияет на работу с банками».Ратмир Зейнетдинов

По его словам, многие дилеры, которые занимались европейской техникой, переориентируются на азиатский рынок. «КТК» — не исключение. Бизнес ведет переговоры с одной крупной китайской компанией по получению дистрибьюторства и работает с уже зарекомендовавшими себя брендами, такими как Shacman. В России заинтересованность в фурах и самосвалах не пропала.

Многие европейские бренды продолжают работать и оказывать гарантийную поддержку. Часть из них поставляют технику и запасные части через Турцию, ОАЭ. Логистические цепочки по поставкам запасных частей перестроились. Но, несмотря на сложную логистику, цена на товары компенсируется курсом доллара и евро.

«Цена поднялась процентов на 20-25% ввиду дефицита и усложнения логистических цепочек. Любая цепочка, на первоначальном этапе, в процессе формирования имеет максимальную цену. Но чем больше покупателей становится, чем выше спрос, тем активнее конкурентная среда в логистике и это позволяет снижать цену. К тому же у нас на 30-35% упал курс доллара, и это дополнительно способствует снижению издержек».Ратмир Зейнетдинов

Новые горизонты

В новых реалиях российский рынок перестраивается в сторону Азии. Но это происходит плавно. С падением уровня экспортно-импортных отношений объем грузоперевозок транспортных компаний уменьшился на 20%. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлых лет, это беспрецедентное падение. При этом автотранспортная отрасль, остается одним из локомотивов рыночной экономики.

«Автомобильные грузоперевозки — это неотъемлемое звено в цепочке, связывающей производителя товаров и конечного потребителя. История работы нашей компании показывает, что экономические факторы прямо влияющие на отрасль грузоперевозок (удорожание заемных средств, ослабление курса национальной валюты, рост цен на топливо и тд) всегда нивелируются ростом потребительских цен и соответственно повышением тарифов на грузоперевозки, вследствие чего рентабельность владельцев транспортных компаний остается на уровне достаточно высоком для ежегодного обновления и расширения парка Авиаперевозки очень дорогостоящие, железнодорожная логистика тоже очень сложная и недостаточно надежная. Да, есть транспортные компании, которые выбыли с рынка, но многие продолжают держаться на плаву и даже расти».Ратмир Зайнетдинов.

На российский рынок зашел китайский бренд Sinotruk Group. За 5 месяцев этого года у него появилось несколько представительств в стране. Такой подход — новый для России.

«Мы для себя выбрали другой путь, мы работаем с абсолютно новым брендом. Это государственная корпорация с хорошим именем, которая хорошо зарекомендовала себя на европейском рынке»Ратмир Зейнетдинов

Чтобы продолжать наращивать обороты, компания сотрудничает с «Банком Казани». По словам бизнесмена, совместная работа длится уже 9 лет.

«Помимо „Банка Казани“, мы пытались сотрудничать с федеральными банками. Но в итоге сделали ставку на местный банк, головной офис которого находится у нас, в Казани. Сделали ставку на гибкость, на индивидуальный подход и на быстроту принятия решений. Могу сказать, что мы не прогадали. Сейчас многие наши партнеры, увидев наш опыт, обращаются в „Банк Казани“»Ратмир Зейнетдинов

Зейнетдинов рассказал, что работая с федеральными банками, бизнес часто сталкивался с необоснованной блокировкой счетов. Обычно этот вопрос решается в течение нескольких дней, но когда компания работает с зарубежными поставщиками, даже короткий срок сильно сказывается на «разнице курса».

Бизнесмен рассказал, что компания неоднократно обращалась в федеральные банки за стандартными инструментами по поддержке бизнеса — овердрафтом и кредитными линиями. Но чаще всего там просили залог, что для небольшого бизнеса фактически является отказом.

«"Банк Казани" пошел дальше. Они, видя рост наших оборотов, предложили получить возобновляемую кредитную линию без залога, под историю нашего бизнеса. Просто поверили в наш проект. Сначала нам одобрили 20 млн, потом 40 млн, затем нам увеличили лимит до 80 млн. Сейчас это еще больший кредитный лимит»Ратмир Зейнетдинов

Имея такие средства, компания может чувствовать себя гораздо увереннее, заключать дополнительные контракты, не терять оборотные средства и расширять сферу своего влияния.

Подпишитесь