Изображение материала

Очень дорогая история: что и когда построят у казанского речпорта

23 августа 15:06
Фото: kzn.ru
На месте заброшенных гаражей и складов на территории казанского речпорта обещают построить 13-километровую набережную, образовательный кластер и архитектуру с национальной составляющей. Пока есть проект и амбиции, денег на реализацию и точных сроков нет. Удастся ли сказку сделать былью — в материале Inkazan.

Привлекательная территория

Разговоры о комплексной реновации земель на улице Портовой идут много лет. В 2012–2013 годах переосмыслить и «вдохнуть новую жизнь» в территорию поручил глава Татарстана Рустам Минниханов. Восемь лет спустя проект представила главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина.

Через полгода президент России Владимир Путин подписал закон о комплексном развитии территорий. Следующие 1,5 года в районе казанского речпорта царила тишина. На прошлой неделе проект реновации этого участка Минниханову показал мэр Казани Ильсур Метшин.

Сегодня Тухватуллина представила его журналистам, сказав, что территория очень важна для города. Главный архитектор заявила, что для Казани вода — это самая большая ценность. Хотя с первого взгляда так и не скажешь, ведь горожане неоднократно жаловались на проблемы доступа к водным ресурсам.

Все набережные либо закатаны в бетон, либо огорожены заборами. Но Тухватуллина считает, что город должен быть многофункциональным, предоставлять множество сервисов для всех горожан.

Фото: kzn.ru

«Мы говорили, что нужно максимально уплотнить и использовать уже освоенную территорию внутри города, обеспеченную транспортными и инженерными коммуникациями. Таких территорий в городе еще много. Они ценны тем, что там уже все есть: и дороги, и инженерные сети. Хоть и старые, но есть» Ильсияр Тухватуллина.

Что построят в речпорту

Вся «реновация» предусматривает застройку преимущественно заброшенной территории площадью 287 гектаров. Там планируют возвести 1,5 млн квадратных метров жилья, 1,3 млн квадратных метров коммерческих помещений. Власти отмечают, что площадь озеленения и благоустройства составит не меньше 25%, к тому же в городе появится новая большая набережная.

Проектом будет заниматься не один архитектор: для каждой территории появится своя команда. На вопрос, не превратится ли это земли у речпорта в лоскутное одеяло, Тухватуллина заявила, что для этого создан мастер-план. Он позволяет создать единое инфраструктурное решение и сохранить общий контекст.

Ильсияр Тухватуллина
Фото: kzn.ru

На первом этапе город хочет освоить территорию площадью 71,2 га: застройка разной высотности, начиная от 4 этажей, но с высотными акцентами. В планах — строительство жилья площадью 337 тысяч квадратов, 8 детсадов на 1380 мест, 3-4 школы. Точное их количество неизвестно, так как на части участка планируется создать образовательный кластер, для которого подготовят отдельный проект.

Работами займутся московские архитекторы, среди которых Александр Цимайло и Николай Ляшенко, архитекторы 2022 года в России по версии «АрхМосквы». Сейчас они разработали проект для территории в 6 гектаров. Главным застройщиком выступает «СМУ-88».

Фото: kzn.ru

Проектировщики обещают сохранить идентичность речпорта: старых башенных кранов вдоль берега и кораблей в гавани, переоборудованных под музеи, кафе и другие общественные функции. Пока город столкнулся с «неожиданным» препятствием: оказалось, что когда люди уходят с территории, они забирают свои краны.

К речпорту должны будут ходить автобусы, трамваи и даже метро. Это заложено в генплане Казани. Вдоль самой набережной, которая протянется на 19 километров, планируется запустить электробусы. Правда, денег на них у города до сих пор нет. «И транспортная система, и инженерная инфраструктура и нагрузка — все продумано и отработано. Именно этим мы два года и занимались», — заявила Тухватуллина.

Своя «Сююмбике»

Тухватуллина рассказал, что перед архитекторами ставили задачу, сделать проект неординарным, чтобы он ассоциировался именно с Казанью. При этом «огромная публичность территории не должна нарушать приватность», считает главный архитектор города.

По ее словам, на участке будет как акцентная архитектура, так и позволяющая горожанам удобно жить. Для строительства обещают применить качественные и долговечные материалы, способные красиво стареть, а цветовую палитру подобрали, сделав национальные цвета чуть бледнее.

«По концепции фасадов — мы долго думали и искали национальную составляющую. Нам казался очень интересным традиционный национальный характер в искусстве Татарстана. Для себя мы вывели огромный перечень произведений, в частности, ткани и росписи керамики. Это известные орнаменты, в которых были использованы очень разные цвета, на первый взгляд несочетаемые. Но это особенность Татарстана, если сравнить с другими культурами»Николай Ляшенко

Фото: kzn.ru

Архитектор рассказал, что при создании проекта в качестве основного образа использовалась форма и силуэт башни Сююмбике. Но не только: по словам проектировщика, в Татарстане многие вещи имеют такую форму — конусообразную с расширением к низу.

Сколько стоит дом построить

В сентябре этого года «СМУ-88» должно получить разрешительные документы на строительство. Что касается набережной, то затраты на ее создание разделят: часть возьмут на себя девелоперы, также город рассчитывает на федеральные программы.

В пресс-службе компании Inkazan рассказали, что сейчас участок на Портовой находится в завершающей стадии проектирования.

«То, что сегодня представили на пресс-конференции, — эскизный проект, детали мы прорабатываем. Думаю, реализация займет порядка 5-6 лет. Стоит понимать, что это особенная территория, которая требует соответствующего отношения, поэтому класс жилья тут будет очень высокий», — заявил застройщик.

Конкретную сумму, которая понадобится для освоения территории, в компании называть не стали, охарактеризовав ее, как «очень большую». Сейчас для получения денег на застройку участка идут переговоры с банками.

Что будет с речпортом

Предполагается, что на участке появится стоянка для маломерных судов — марина. Функционал пассажирских перевозок проект реновации не затронет: здание речного порта находится чуть выше. Грузовой порт переедет в новое место. Замначальника управления архитектуры и градостроительства Казани Анастасия Латыпова заявила, что его «вывод» был заложен в генплане города.

Фото: kzn.ru

По ее словам, предпринимателям предлагают перевести бизнес в новый порт. Ранее сообщалось, что он может появиться в Нижних Вязовых, однако, сегодня речи об этом не шло.

«Возможностей много, они были созданы заранее. Целенаправленно здесь не было быстрых мероприятий, об этом давно объявлялось. И возможность бизнесу организовать постепенный вывод была предоставлена. Коллапса мы здесь не ожидаем, все движется по плану»Анастасия Латыпова

Что будет с элеватором

Еще одной проблемной точкой является здание элеватора. Переосмыслить территорию предлагали молодым архитекторам-участникам молодежной архитектурной биеннале, но вопрос оказался сложным. Такое помещение сложно под что-то приспособить.

Тухватуллина выразила свое личное мнение: элеватор должен остаться. Каким будет его функционал, из ее ответа понятнее не стало.

«Мастер-план — это наше видение как архитекторов, градостроителей. Очень дорогая история — вдохнуть новую жизнь. В мире практика такая есть, она интересная, но дорогая, надеемся, что на это деньги будут», — заключила Тухватуллина. Мы тоже надеемся.