Posted 25 августа 2022, 03:00

Published 25 августа 2022, 03:00

Modified 20 августа, 14:58

Updated 20 августа, 14:58

Когда рухнет Казанский Кремль

Когда рухнет Казанский Кремль

25 августа 2022, 03:00
Фото: Inkazan.
Казанский Кремль — главный символ города и объект всемирного наследия ЮНЕСКО — рушится у нас на глазах. Почему — неизвестно. Эксперты заявляют, что нужно обследовать территорию и разработать план действий. Власти предпочитают наследие ремонтировать и страховать. Когда рухнет Казанский Кремль — в материале Inkazan.

Что под землей

В 2010 году неподалеку от Спасской башни провалился асфальт: образовалась яма диаметром семь и глубиной три метра. Этим летом дыра в полтора метра в ширину и два с половиной в глубину образовалась с другой стороны Кремлевского холма — у входа на станцию метро. По словам профессора кафедры всемирного культурного наследия Казанского федерального университета (КФУ) Рафаэля Валеева, за последние 30 лет было немало подобных случаев. Равно как и в прошлых столетиях.

Несмотря на обыденность явления, причины, по которым Казанский Кремль стремится уйти под землю, до конца не изучены. Опрошенные Inkazan эксперты выдвигают разные версии. Профессор кафедры природообустройства и водопользования КФУ Нафиса Мингазова считает, что корень проблемы может крыться в просадке насыпного грунта или карстовых провалах. Однако она замечает, что к последнему предположению надо относиться аккуратно — активных карстов в городе нет.

Эксперт минэкологии Татарстана, доцент кафедры общей геологии и гидрогеологии КФУ Айрат Латыпов называет сразу несколько факторов. «Это геологический процесс развития совместно с действием грунтовых вод, здесь же и склоновые процессы, и процессы, так скажем, выноса грунта, в том числе и подмыв атмосферными водами конструкций, стен и так далее. У каждого провала причина своя», — заявил он.

Профессор Института проблем нефти и газа Российской академии наук Владимир Шустер связывает обвалы не только с естественными движениями под землей, но и с современной деятельностью человека, в том числе строительством. Эти же две причины называют в минэкологии Татарстана. Там же отметили, что «для определения корректных причин процессов, необходимо провести детальное обследование территории».

За более детальной информацией в министерстве предложили обратиться в управление архитектуры и градостроительства Казани. В мэрии города направили в музей-заповедник «Казанский Кремль». Там заявили, что провалы грунта близ Кремлевского холма «на данный момент не представляют опасности для территории». И заверили, что специалисты учреждения следят за подвижками грунта, в том числе с помощью специальных растяжек.

По словам Латыпова, он знает, что в Казани наблюдают за строениями кремлевского ансамбля, но «никогда не слышал, чтобы у Кремля мониторили опасные процессы под землей». Эксперт заявил, что мэрии города еще в 2008 году предлагали организовать мониторинг за развитием опасных геологических процессов на территории памятника. Но положительного ответа специалисты не получили.

Что объясняется неопределенной принадлежностью территории. Мэрия, очевидно, не считает ее своей — на месте хозяйствует музей-заповедник и располагаются помещения, где сидит аппарат главы Татарстана, но не он сам. Аппарат, возможно, уповает на ответственность мэрии. А значит, если символ республики — башня Сююмбике — рухнет на здание аппарата, найти виновных будет сложно. Стороны, очевидно, не желают взаимодействовать, перекладывая ответственность друг на друга.

«Те обрушения, которые происходят, свидетельствуют о том, что мы что-то не видим, что-то упускаем под землей», — заявил Латыпов. Аналогичного мнения придерживается Шустов, заявивший Inkazan, что «у Казанского Кремля большой риск». Пока специалисты сходятся на необходимости качественного мониторинга, на основании которого можно будет разработать проекты инженерной защиты. Но предупреждают, что это обойдется не дешево.

Чем мы рискуем

О нависшей угрозе как ничто другое свидетельствует «падение» башни Сююмбике. Ее отклонение от вертикальной оси составляет 2,08 метра и увеличивается год за годом. Примечательно, что еще полтора года назад, когда наклон составлял два метра, глава комитета Татарстана по охране объектов культурного наследия Иван Гущин называл его критическим. Нынешнюю ситуацию директор музея-заповедника Ильнур Рахимов таковой не считает.

«У каждого сооружения есть свой фундамент, многие обследованы и усилены, например, фундамент башни Сююмбике. Поэтому говорить о том, что вся конструкция разрушится, не приходится. Просто в определенный момент времени активизируются опасные геологические процессы в том или ином участке, и это приводит к каким-то локальным повреждениям»,заявил Латыпов Inkazan.

Эти повреждения можно увидеть своими глазами: в апреле этого года из-за подмыва грунтовыми водами рухнула одна из стен современной обкладки Пятигранной башни. Сейчас на этом месте завершают противоаварийные работы. Равно как и на Спасской башне, пряслах между северо-западной и Тайницкой башнями. Не исключено, что следом реставрировать придется и другие прясла, где выпучилась наружная кладка.

Ежегодно на ремонт Казанского Кремля тратят десятки миллионов рублей. В 2018 году — 140 млн, годом позже — 862 млн, в 2022-м — 174 млн. С такой же периодичностью власти страхуют здания объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Для этого госкомитет Татарстана по закупкам каждый декабрь объявляет тендер, начальная цена которого составляет более 1 млн рублей.

С такой же периодичностью проходят и инженерно-геодезические изыскания. Каждое лето на это выделяется более 600 тысяч рублей. «Для чего существует система охраны культурного наследия? Для чего Кремль был включен в список всемирного наследия? Не упадет, конечно. Главное — проводить нужные работы на опережение», — заявил Валеев.

Упадет или не упадет, впрочем, вопрос спорный. По крайней мере, в ответе на запрос Inkazan про перспективы таких рисков представители музея-заповедника предпочли не упоминать. Судя по данным сайта госзакупок, Татарстан предпочитает реставрировать и страховать ценный в мировом масштабе объект, а не искать причины его разрушения.

Что нужно сделать

Для того, чтобы понять, чего ожидать в ближайшее время, необходим в прямом смысле глубокий глубокий анализ ситуации. Для этого нужно желание мэрии Казани и правительства Татарстана. Тогда появится понимание, нужно ли бороться с оползнями установкой подпор или делать водоотведение.

«Самое важное — следствия, которые могут возникнуть при укреплении. Любые движения на поверхности влекут за собой угрозу разрушения наземных построек», — заявил Inkazan Шустер. Работы на поверхности планируются в ближайшем будущем.

Во дворе Присутственных мест Казанского Кремля, переживших реставрацию под руководством помощника главы Татарстана Наталии Фишман-Бекмамбетовой, может появиться пруд с зоной отдыха. Для туристов планируют открыть и верхний ярус стен Кремля. Что неминуемо приведет к неприятным последствиям в случае дальнейших их обрушений. Кстати, за первую половину 2022 года Кремль посетили 1,5 млн гостей.

«Наш Кремль уникальный и красивый. Но если сравнивать с другими городами и похожими объектами, у нас одни из самых неблагоприятных геологических условий. Мы не можем на 100% предсказать падение, но локальные случаи будут, отдельные разрушения будут происходить. У каждого может быть своя причина»,заявил Латыпов.

Пресс-секретарь главы Татарстана Рустама Минниханова Лилия Галимова заверяла: в вопросе реставрации «нет повода для беспокойства». По ее словам, работа «не вызывает какой-то экстренности, внезапности». Учитывая сложившуюся ситуацию, власти банально надеются, что гром грянет потом. Когда это будет уже не их проблемой.

Подпишитесь