Причина, по которой подсчитать состояние человека трудно, разные. Кто-то специально записывает свои активы на других людей, другим не хватило буквально нескольких тысяч рублей, чтобы войти в топ-100, третьи держат основные активы за рубежом.
Некоторые бизнесмены в прошлом году упоминались в аналогичном топ-100, но в этот раз вылетели из него. Так, Из рейтинга пропала Альфира Комарова, однофамилица нефтяника Фоата Комарова. Ей совсем чуть-чуть не хватило, чтобы войти в топ-100: она расположилась на 101 месте.
Также больше нет в списке семьи Талгата Абдуллина, который долгое время возглавлял Госжилфонд при главе Татарстана. Их бизнес связан с добычей гипса и с «Алтынбанком». Сам Абдуллин находится на 109 месте, хотя в прошлом году был 54-м. А его вероятные родственники расположились во второй, третьей и четвертой сотнях.
Также в топ-100 в этом году не попала семья погибшего депутата Госдумы Айрата Хайруллина. Его сыну Аделю Хайруллину и брату Илшату Хайруллину принадлежит ТЦ «Кольцо», агропромышленная группа «Красный Восток», с ними связан «Энергобанк». Также они являются крупными рантье. В последние два года хайруллинская сеть магазинов «Эдельвейс» значительно сократила свои площади. Хайруллины оказались лишь во второй сотне богатейших татарстанцев.
Потеряла позиции и Гульнара Муратова, которую называют супругой экс-замруководителя аппарата главы Татарстана Марата Муратова, ныне помощника главы региона на внештатной основе. В прошлом году в топ-100 богатых персон РТ она была на 29 месте, а сейчас на 114-м. Муратовой принадлежит 75% ООО «Азбука сыра», производящего сыр.
После сделки ТАИФа и СИБУРа топ-менеджмент татарстанской компании покинул ее. Среди них была и замгендиректора АО «ТАИФ» по экономике и финансам Гузелия Сафина. Она остается совладельцем банка «Аверс» и «СИБУР-РТ», однако оценить ее состояние невозможно. Forbes включил ее в список 25 богатейших женщин России-2021. Ее состояние оценивается в $325 млн.
Также из сотни выпал другой видный таифовец Рустем Сультеев. Сейчас он председательствует в совете директоров АО «УК „ТАИФ“».
Отметим, что по суммарным чистым активам и чистой прибыли Сультеев был лидером среди всех татарстанских предпринимателей — 60 млрд и 52 млрд рублей соответственно. «Подкачала» выручка — 100 тысяч рублей. В итоге нефтяник оказался только на 142 месте рейтинга.
Но сомневаться в тяжелости кошелька Сультеева не приходится. Forbes оценивает его состояние в $1,3 млрд.
Не дотянул до топ-100 и генеральный директор ОАО «Челны-Холод» Газильян Шакирзянов. В прошлом году в аналогичном рейтинге богатых татарстанцев он занял 49 место. Дело в том, что не удалось найти свежих данных о том, кто владеет этой фабрикой мороженого.
Кто-то никогда не упоминался в рейтинге самых богатых предпринимателей республики, хотя о состоятельности человека известно. Например, так можно сказать о владельце ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. Компания печально известна срывом сроков строительства многих объектов и постоянно становится ответчиком в судах. Интересны финансовые показатели ПСО «Казань»: по итогам 2021 года ее выручка составила 1,4 млрд рублей, а чистая прибыль — всего 2 тысячи рублей. В прошлом году Зиганшина тоже не было в топ-100 богатых бизнесменов республики.
Из списка был намеренно вычеркнут председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов, который мог бы безоговорочно занять 1 место в нашем рейтинге. Принадлежащие ему чистые активы оцениваются в 55,7 млрд рублей, выручка его компаний — в 40,4 млрд, чистая прибыль — 10,9 млрд рублей.
Конову перешли доли в некоторых татарстанских предприятиях, входивших в сферу ТАИФа. Это в том числе «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез». Однако очевидно, что Конов не местный предприниматель и татарстанские активы вторичны для него.
С полной версией рейтинга самых обеспеченных предпринимателей Татарстана можно ознакомиться на нашем сайте.