Posted 14 октября 2022, 04:01
Published 14 октября 2022, 04:01
Modified 14 октября 2022, 04:01
Updated 14 октября 2022, 04:01
В 2009 году в исполкоме Казани произошли кадровые перестановки. Тогда генеральным директором МУП «Водоканал» вместо Наиля Замалиева был назначен председатель комитета ЖКХ Казани Андрей Егоров. Вышестоящие коллеги хвалили его прошлые заслуги.
В Нижнекамске, выходцами из которого являются часть руководителей казанской мэрии, он сумел акционировать убыточный «Водоканал» и даже, якобы, сделать его прибыльным. В столице Татарстана от Егорова уже 13 лет ждут повторения успешного кейса.
Правда, надежд с каждым днем все меньше и меньше.
В 2010 году МУП «Водоканал» поделилось планом работ, выполнить которые Егоров намеревался до 2020 года. Строительство и ремонт городских канализационных и водопроводных сетей протяженностью 200 км оценивали в 10 млрд рублей.
Фигурировали в плане и пункты о реконструкции пяти канализационно-насосных станций на сумму в 600 млн рублей, снижении ветхости сетей и сооружений в среднем до 18%. Средний износ коммуникаций должен был уменьшиться в 2,3 раза.
50 лет — такой срок эксплуатации дал новым — еще только в перспективе — трубам Егоров. Его руководство заявляло, что ими будут пользоваться еще наши внуки. В результате не только внуки, но и нынешнее поколение казанцев новых труб не застали.
На балансе предприятия к декабрю 2010 года находилось 1 200 км сетей водопровода, 500 км из них, по словам Егорова, — ветхие. Из 950 км сетей канализации требовали вмешательства 400 км. Износ сооружений составлял 50%, а оборудования — 60%.
Сейчас на балансе «Водоканала» находится 3 349 км сетей. Из них порядка 1 700 км — ветхие и аварийные, их доля увеличивается на 2-3% ежегодно. У 1 300 км сетей, которые предприятие приняло на баланс за последние 10 лет, степень износа превышает 90%.
Ситуация в городских поселках была куда более плачевная — у 90% коммунального хозяйства вышел срок службы. Сегодня на балансе предприятия находится более 800 км сетей в поселках, жители которых жалуются на перебои с подачей воды.
По подсчетам специалистов «Водоканала», на модернизацию сетей тогда требовалось 30 млрд рублей. Сегодня необходимые вложения оценивают уже в 65 млрд. Грандиозные планы остались нереализованными. А статистика становится лишь хуже.
«Потратить миллиарды, сотни миллиардов, закопать их в городское хозяйство — для этого не надо быть специалистом. Использовать текущие возможности, для того, чтобы руководить хозяйством, — вот истинный уровень компетенций», — заявил Inkazan депутат Казгордумы Алексей Серов.
13 лет работы, 14 тысяч аварий и тотальный регресс. Сегодня «Водоканал» обслуживает 75% ветхих и аварийных сетей. Вследствие этого, по словам Егорова, неуклонно растет количество ЧП.
Экс-мэр Казани Камиль Исхаков, руководивший городом до 2005 года, в разговоре с корреспондентом Inkazan не поверил столь ужасающей статистике. По его словам, раньше власти постоянно улучшали состояние коммунального хозяйства.
«Насчет 70% ветхости — не думаю, что это правда. Это очень большая цифра, такого быть не может. Все сети функционируют, все работает, ничего с ними не случается. При таком износе они бы не работали и аварии были бы одна за одной», — сказал он.
За 2021 год на сетях канализации произошло 55 провалов, на сетях водопровода — более 900 аварий. В 2022 году число разрушений перевалило за 80.
Замену труб в Казани производят, как выразился председатель регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Михаил Застела, «кусочками» — только на участках, которые уже потерпели разрушения.
Но заплаточный метод, которым так любят пользоваться работники «Водоканала», не работает. Убитые временем трубы напоминают о себе почти сразу после ремонтных работ — экономно, но неэффективно.
Последнее — особенно важно: в условиях фактического провала предложенного «Водоканалом» плана ответственность переложили на население Казани — путем увеличения тарифов.
Главной проблемной точкой остается перекресток улиц Амирхана и Чистопольской, тонущий в канализационных водах. Третий Северный коллектор давно испытывает казанцев на прочность: вернуть к жизни участок с 95%-й изношенностью пытаются с марта 2021 года.
Жители района жалуются на нескончаемый ремонт и невыносимые запахи, общественный транспорт меняет маршруты, а водители вынуждены искать пути объезда.
«Я считаю, что это однозначно бесхозяйственный подход. Можно показывать пальцем на кого-то другого, но, если не справляешься, значит, уступи дорогу тем, кто справится», — заявил Серов.
Впрочем, исполнительный директор Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Дмитрий Романов не считает, что ротации помогут спасти ситуацию: «Сегодня много проблемных болевых точек, которые нужно устранять, но смена руководства Водоканала это не решит», — сказал он.
Да, возможно, для этого способа борьбы с проблемой уже слишком поздно.
Попытка не утонуть в канализационных водах — не главная проблема автомобилистов. Зачастую они становятся участниками рискованной игры «казанская рулетка». Правила — не провалиться в дыру в асфальте, и многие уже проиграли.
Пик игры приходится на весну и начало осени, когда готовятся или завершают отопительный сезон. Изношенные сети не выдерживают, трубы прорывает, грунт размывает.
«Провалы в управлении коммунальным хозяйством обретают характер, буквально, визуальный. Провалы, куда могут уже проваливаться жители Казани, как мы наблюдали», — сказал Серов.
По оценкам самого Егорова, на устранение всех бедствий теперь необходимо 65 млрд рублей. Но таких денег ни у предприятия, ни у города нет — последняя надежда на федеральные программы.
Серов признает: нехватка средств сказывается на состоянии сетей. Но вспоминает высказывание некогда члена комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимира Ресина, что говорил: «С деньгами и я смогу, а ты попробуй без денег».
По мнению депутата, нужно провести тотальную аудиторскую проверку «Водоканала». Чтобы определить, есть ли у него деньги и правильно ли они расходуются, или «есть какие-то фирмы, которые по завышенным тарифам оказывают услуги, огромные оклады».
«Нужно копать, нужно искать истину. Если выяснится, что там какая-то вопиющая бесхозяйственность или, хуже того, воровство, то речь будет идти не только о замене руководства», — считает Серов.
Элина Турышева