Posted 25 октября 2022, 09:47
Published 25 октября 2022, 09:47
Modified 25 октября 2022, 09:49
Updated 25 октября 2022, 09:49
21 сентября, когда власти объявили о старте частичной мобилизации, разделило жизнь многих семей на «до» и «после». Несмотря на то, что министерство обороны страны назвало четкие критерии призыва, процесс вызвал множество вопросов и шквал возмущения. Особенно у многодетных матерей, часть из которых в один момент остались без мужа — главного кормильца.
Спустя почти две недели после объявления о частичной мобилизации генштаб министерства выпустил указ, запрещающий призыв мужчин, имеющих трех несовершеннолетних детей. По словам депутата Госдумы от Татарстана Айрата Фаррахова, с этого момента в республике не было призвано ни одного отца большого семейства. Но поток жалоб не иссяк.
Женщины обращались к самому депутату, просили о помощи в комментариях Telegram-канала главы Татарстана Рустама Минниханова. Фаррахов объяснил: так как случаи призыва, о которых говорят женщины, произошли до выхода директивы министерства обороны, рассматривать каждый из них будут отдельно.
Личное вмешательство чиновников и народных избранников стало одной из последних надежд семей. Женщины в беседе с корреспондентом Inkazan рассказывали, что писали во все инстанции — от прокуратуры до президента страны Владимира Путина. Однако вернуть кормильца зачастую удается только предания случая огласке.
29-летняя Альбина Иванова рассказала, что 23 сентября ее мужу Александру пришла повестка. Не лично в руки: фотографию документа в мессенджере WhatsApp ему прислал председатель сельсовета, попросив приехать в деревню, где прописан мужчина. На следующий день он получил повестку. Альбина признается, что восприняла это как неизбежность.
«Отсрочка тогда была не положена. Путин говорил, надо чтобы семья была с четырьмя детьми, либо чтобы жена была беременная четвертым, а у нас трое детей. Старшему 4,5 года, среднему 2 года, младшему едва исполнится 1,5 года», — объяснила она.
Александра забрали через два дня — он попал в пункт подготовки на «Казань Экспо». После выхода директивы минобороны касательно многодетных отцов его жена обратилась в военный комиссариат. Заявление приняли, однако ответа от них женщина не получала. По ее словам, там объяснили: распоряжения об отсрочке у них нет, а комиссариат опирается на федеральной закон.
Помощь, как семья мобилизованных она не получала. Боевого опыта у мужа тоже нет. На вопрос «Как вы считаете, люди, которые пишут про многодетных отцов в комментариях у Минниханова, могут таким образом ускорить процесс?», Альбина отвечает: «Ускорить вряд ли, но предать огласке — да. Читая комментарии друг друга понимаешь, что ты не одна в этой беде, нас много».
Мужу 33-летней жительницы Казани Гульназ — Алмазу — повестка пришла 27 сентября. Через сельсовет деревни, где прописан мужчина. В тот же день его забрали. На сборы, по словам супруги, времени не было: муж успел взять только одежду и документы. Алмаз — единственный кормилец, сама Гульназ в декрете: в семье с двумя детьми 7 и 9 лет ожидается пополнение.
«Когда узнала про право на отстрочку, ходила в военкомат, писала заявление. Оттуда получила отказ. Потом ездила туда, где их сейчас собирают — в „Казань Экспо“, писала заявление, но ответа пока нет. Там мне сказали: „Кто сюда попал, выпустить нереально“», — рассказала она.
Боевого опыта у мужчины нет, Алмаз — водитель. И призван, по словам Гульназ, скорее всего был тоже, как водитель. Помощь как семье мобилизованного женщина пока не получила. Но, как она сообщила в беседе с корреспондентом Inkazan, в соцзащите обещали платить по 20 тысяч рублей — она оставила в ведомстве заявку на получение денег.
И Александр, и Алмаз вернулись домой. «Коммерсант» со ссылкой на Татвоенкомат сообщил: всего в Татарстане домой отправили 80 человек. Примечательно, что многодетных отцов, которым пришла повестка, в республике больше. Однако часть из них отказались от отсрочки. Не исключено, что из-за положенных контрактникам выплат и льгот, что власти обещают предоставить их семьям.
Элина Турышева