Казань в очередной раз встретила новый учебный год переполненными школами. Число детей школьного возраста в городе выросло до 165 тысяч, а количество первых классов в параллелях дошло до пятнадцати. В школе соципотечного жилого комплекса «Салават Купере» появился 1 «С» класс.
В 2021 году стало известно, что проектная мощность превышена почти в 63% учебных зданий. Последний раз эту тему городские власти поднимали в начале этой осени. Тогда глава исполкома Казани Рустем Гафаров вспоминал, что в его школьные годы 1 «Д» класс уже был экзотикой.
«Несмотря на то, что школы строятся активнее, чем в других городах, их все равно не хватает», — заявлял он.
Нашумевшая проблема отсутствия школ в городских поселках Вишневка и Привольный — только верхушка айсберга. Она показалась, когда дети из Куюков встали на колени в снег, выпрашивая у властей строительство школы. После такого флешмоба проверку начала прокуратура республики. Школы у детей нет до сих пор.
Казань строит больше школ, чем другие города-миллионники. Ее опережают лишь Москва и Санкт-Петербург. Но сейчас у города в дефиците 30 учебных заведений. Гафаров считает: нехватка школ — не чей-то недосмотр, а системная проблема, которая возникла на фоне беби-бума.
«Трудно прогнозировать, сколько будет детей в течение двух-трех лет, а 20 лет назад не предполагали, что в Казани будет почти 200 тысяч детей и школьников», — заявил он.
Еще одной причиной столь бедственного положения власти называют нехватку места для строительства. Однако когда в 2018 году Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев решил построить «Адымнар» практически в центре города, то место для учебного заведения нашлось. Для этого даже расселили аварийные дома.
Депутат Казгордумы от КПРФ Алексей Серов согласен, что на нехватку школ сильно повлиял беби-бум. Но, заявляет народный избранник, у проблемы есть и другие причины. Например, многие жилые комплексы строятся без соответствующей инфраструктуры, и эти проекты принимаются городом.
«У нас власти увлекаются гигантоманией. „Хотим школу по федеральной программе за 3 млрд рублей на 2 тысячи школьников“. Конечно, такие школы интересны всем, но вопросы получения федеральных денег сложны. На эти объекты претендует не только Казань», — считает Серов.
Депутат убежден, что проблему нехватки мест можно решить строительством пристроек к школам и перераспределением учеников. Либо возведением небольших образовательных учреждений на 500-800 мест, что под силу застройщику, который строит жилые комплексы на тысячи жителей.
Говоря о якобы отсутствии места под возведение школ, Серов отмечает: для строительства домов оно всегда находится. К тому же образовательное учреждение можно построить и там, где в нем не такая острая необходимость, опять же перераспределив туда часть учеников.
«Все придумано давно: в советское время были восьмилетки, были школы начальных классов. Если мы видим большой наплыв детей в первые классы, значит, надо строить школы первой ступени с последующим перераспределением. Гибче подходить к этому, а не надеяться на миллиарды федерального финансирования», — считает депутат.
Завкафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич в разговоре с корреспондентом Inkazan обратил внимание, что в каких-то районах школ в избытке, а в каких-то — недостаток. По его словам, в центре Казани школы не заполнены — слишком мало жителей.
«Нехватка есть в новых районах, где дома построили, а школы не успели. Либо, когда реализовывали проекты планировки территорий, могли места, которые для школ отводили, застроить домами. Такое тоже бывает. Но нужно смотреть конкретно каждый участок. Огульно говорить про всю территорию города неправильно», — считает он.
Власти смотрят на ситуацию и находят причины, по которым школы не могут появиться в самых проблемных точках. Начальник управления образования исполкома Казани Ирек Ризванов объяснял, что в поселках их нет из-за отсутствия местной прописки у многих жителей.
«Официальные данные о численности населения поселков, на которые мы опираемся при оценке ситуации, сильно разнятся с реальностью. При этом многие жители поселков, которые проживают в частных домах, не нацелены на обучение детей в местных и даже близлежащих школах», — говорил он.
Странно, однако, что при этом детям пришлось вставать на колени, чтобы добиться права учиться недалеко от дома. Нехватку места в таких учебных заведениях город как раз решает перераспределением. Но для этого нужны школьные маршруты. Их в городе 43 — на такое маленькое количество не раз жаловались жители поселков.
По мнению Ирины Грибановой, филолога и частного преподавателя, ситуацию с нехваткой общеобразовательных государственных школ можно решить строительством и открытием частных школ. Именно таким путем идет Москва. Но для этого нужно упростить процесс лицензирования учреждений.
Также эксперт считает, что необходимо развивать сегмент дистанционного и семейного образования. Грибанова уверена: главная проблема этого сегмента — страх, основанный на стереотипе о том, что хорошее образование равно «ходить в школу», как это делали мамы-папы, дедушки-бабушки.
«Для качественного школьного образования нужны маленькие классы, грамотные преподаватели, хорошие учебники и индивидуальный подход к каждому ребенку — всего этого давно нет в государственных школах, зачем тогда их строить и идти в них учиться? Нужно набраться смелости и признать, что „советская“ система образования не подходит современной России и современному ребенку и начинать строить новую», — считает Грибанова.
Евгения Фридрихсен, руководитель очно-заочного подразделения АНО СОШ «Академическая гимназия». Эксперт считает, что с 2020 года в России активно развивается онлайн-образование. Опыт перехода на «дистант» в период пандемии показал, что доступность и вариативность данной формы обучения бывает во многом более эффективна, чем очное посещение школы. В Татарстане против домашнего образования выступил лично глава республики Рустам Минниханов.
«Я понимаю, что могут быть моменты, когда допускается обучение на дому. Но мне кажется, что ребенок, который начнет обучаться на дому, не получит должного уровня образования. И вопрос социализации, каким он станет дальше — приспособленным или неприспособленным», — заявлял он.
Сейчас домашнее обучение в республике не пользуется особой популярностью. В прошлом году в семейном формате училось 3 071 человека по всему Татарстану.
Очевидно, что построить 30 школ за год городу не удастся. Стоимость строительства одной школы в среднем составляет 1,5 млрд рублей. А значит, в следующем году первоклассники пойдут в 1 «Я», а родители будут ночевать в очередях, чтобы подать заявление на прием.
Пока что единственным помощников властей в этом вопросе остается снижение рождаемости. Она падает по всей республике. Но заметно это будет только лет через семь. Все это время подрастающее поколение так и останется наедине с проблемой.