Ждут, когда у нас что-нибудь упадет — жители казанских поселков о трагедии в Иркутске

Ждут, когда у нас что-нибудь упадет — жители казанских поселков о трагедии в Иркутске

27 октября 2022, 07:04
Трагедия с рухнувшим на дом самолетом в Иркутске может повториться в любом городе с авиазаводом. Казань не исключение: сейчас «тушки» испытывают над восемью поселками. Вместо переноса полетов власти хотели снести тысячи домов, но оставили все как есть. Чего боятся их жители — в материале Inkazan.

«В целом, так везде»

В октябре военный борт Су-30 упал на двухэтажный дом в Иркутске при прохождении летных испытаний. Погибли два пилота, жильцов спасло то, что во время трагедии их не было дома.

Иркутяне в комментариях Telegram-канала губернатора области Игоря Кобзеева потребовали запретить испытательные полеты военных истребителей над городом. Местные власти обещали это сделать еще 25 лет назад, после падения самолета «Руслан», когда погиб 71 человек.

«До каких пор испытания будут проходить над городом? Мало было „Руслана“ во втором Иркутске? Мы живём рядом со вторым (районом — прим.ред.), здесь постоянные полеты над жилым сектором. Не только истребители, но и большие самолёты», — писали пользователи в соцсетях.

По словам авиаэксперта Ильи Шатилина, полеты над жилыми домами для России — не исключение, а скорее правило.

«В районе зоны посадки у нас нет многоэтажной жилой застройки, самолет летит в худшем случае над частными жилыми домами. Все зависит от положения аэродрома, если можно вынесли за город — это делают, но, в целом, в стране так везде», — заявил он Inkazan.

«Зона 430»

В Казани есть «зона 430» для аварийной посадки самолетов Казанского авиационного завода имени Горбунова (КАЗ). Строительство на ней должно было быть запрещено. Долгое время на это не обращали внимания, пока на территории не выросли поселки. Местные жители спокойно получали разрешения на строительство, а власти проводили к их домам свет, газ и другие балага цивилизации.

Скандал разгорелся в 2019 году, когда утверждали генплан города. Под угрозой сноса оказались восемь поселков и в общей сложности 1 000 домов. До этого жителям обещали, что с заводом договорятся. Но генплан не уменьшил запретную территорию, а люди стали ограничены в своих правах на недвижимость.

Тогда городская мэрия самоустранилась от скандала, заявив, что изменить границы «запретной зоны» КАЗ может только министерство промышленности и торговли России. Там делать этого не стали. Местные жители неоднократно судились за право распоряжаться своей собственностью, но все суды были проиграны.

«У нас ничего не изменилось, как были в зоне, так и остались. После Иркутска мы тоже думаем, что рано или поздно это дело шлепнется. Но зона — это одно, а самолет-то летит над поселками, не только над нашим. „Царицыно“, дачи — так же нельзя делать», — рассказал Inkazan житель Сосновки Данияр.

По словам местных жителей, они уже давно не ждут положительных решений и не ищут правды в судах. При этом, как заявляет другой житель «запретной зоны», сейчас на «аварийном поле» поставили электрические столбы. Жители поселка убеждены, что участок кому-то продан.

«На последнем суде, прошедшем весной, выяснилось, что в 1956 году заводу для аварийных посадок выделили 0,4 га, но в 2009 году завод сам увеличил эту площадку сделав ее размером в 2 км на 400 м, а в 2011 году зона выросла еще сильнее», — рассказал Inkazan другой местный житель Нафис.
Inkazan

Люди предлагали варианты решения проблемы, в том числе просили перенести испытания самолетов за город. По их мнению, само наличие «запретной зоны» близ Казани странно, ведь обломки самолета Ту-164 при крушении разлетаются на три километра.

«У нас от этой зоны расстояние 600 метров. Наличие площадки никого не спасает. Самолет пролетает над ней какие-то секунды, а взорваться может в любом месте. В нормальных странах самолет делают на заводе, а испытывают его на отдельном испытательном аэродроме. Но они ж опять скажут, что денег нет», — сказал он.

Что касается сноса домов, которым людям грозили пару лет назад, сейчас история затихла. Жилые помещения официально оформлены в собственность, есть свидетельства на землю, дом, прописка. Но даже это не позволяет жильцам быть спокойными. Они уверены: если власти захотят их расселить, то найдут повод.

«Нам в дирекции архитектуры и градостроительства сказали: „У нас денег нет выкупить ваши дома, пока живите“», — рассказала жительница поселка Борисоглебское Эльвира.

По ее словам, сейчас дома в поселке продаются и строятся. Дополнительного разрешения на строительство никто не просит. Почему город думает о переносе восьми поселков, а не одного испытательного поля — никто не знает. На этот вопрос ответа жителям не дают.

«Нам провели газ, сделали дорогу, сделали тротуар — удивительно, все же делают, а самолеты летают. К нам не прислушиваются. Может, денег нет, может ждут когда и у нас куда-нибудь что-нибудь упадет», — говорит она.

Загрузка…

Inkazan направил запрос Авиационному заводу, чтобы узнать их дальнейшие планы. Как только ответ будет получен, редакция его опубликует.

«Вероятность, что упадёт, очень маленькая»

По словам Олега Аксаментова, директора Института воздушного и космического права Aerohelp, казанские заводы были основаны давно, и тогда же получили свои аэродромы экспериментальной авиации. Границы аэродромов утверждались в советское время: жилые дома были удалены на достаточное расстояние. Эксперт заявил: приближение жилой застройки к аэродрому — это повсеместная практика, не только в нашей стране.

«Не знаю, можно ли этот вопрос решить или нет, с учетом того, что аэродром — это та инфраструктура, которую перенести просто так нельзя. Границы аэродромов утверждены, полосы воздушных подходов утверждены. Совершенно точно, что аэродромы выполняют испытательные полеты в своих границах, здесь нарушений быть не может. Никаких юридических оснований, чтобы запретить испытания авиационной техники нет», — считает он.

По мнению Аксаментова, если бы завод создавался сегодня, то учли бы все детали. Также он обратил внимание, что те граждане, которые строились на территориях у аэродромов, знали, что рядом с ними находится завод, и боязнь того, что «на них свалится самолет» им не мешала. При этом эксперт заявил, что в полетах над жилыми домами нет ничего страшного.

«Вероятность того, что воздушное судно совершит жесткую посадку или упадет на жилые объекты — есть такая вероятность. Но она такая же, как если автомобиль врежется в дом. Очень маленькая», — заключил он.
#Общество #Спецпроекты #Эксклюзив #Казань #Мария Рудакова
Подпишитесь