Posted 28 октября 2022, 12:32
Published 28 октября 2022, 12:32
Modified 28 октября 2022, 12:34
Updated 28 октября 2022, 12:34
Настоящих гончаров в принципе немного. Незрячий мастер в Казани один.
Меня вдохновляет каждый маленький успех. Каждая пиала, ваза, графин — моя гармония. Я занимаюсь керамикой, а точнее, гончарным искусством. Я ощущаю волшебство, когда обычный комок глины превращается в изящную форму, — говорит Ильгизар Хамидуллин.
11 января 2020 года Ильгизар пришел на курсы гончарного искусства в Культурно-спортивный реабилитационный комплекс Всероссийского общества слепых.
Первое занятие посетили 20 человек, все с инвалидностью по зрению. Каждый этап завершался «экзаменом»: нужно было «сдать» глиняное изделие. К 3-му этапу обучения Ильгизар остался один.
Каждый день я делаю то, что не умел вчера. Я хочу сегодня стать лучше, чем вчера, а завтра — лучше, чем сегодня, — говорит мастер.
Зрячий человек кувшины на выставках может просто увидеть. Незрячего человека от осязания керамических изделий отделяет пропасть — стекло витрин.
В Ферганской области солнечного Узбекистана расположен славный город Риштан. С керамикой имеет дело в Риштане каждый, от мала до велика. Туристов ведет в узбекский город желание осмотреться, пофотографировать, купить уникальный керамический сувенир и поставить отметку в своем дневнике путешествий. Для Ильгизара Хамидуллина поездка в Риштан стала творческим и профессиональным прорывом.
Попал я туда благодаря Алишеру Назирову. Это большой мастер мирового уровня. Он керамист, художник, педагог и психолог в одном лице. Алишер Назиров согласился принять меня и обучить гончарному искусству, за что я ему очень благодарен.
Ильгизар изучал руками керамику всех форм, к которой наконец-то получил свободный доступ. От осязания глиняной посуды его могла оторвать только необходимость есть и спать.
Настоящий мастер керамики — это редкость. Учитель — это еще сложней: не каждый мастер желает обучать. А про опыт обучения незрячего я вообще еще не слыхал, — рассказывает казанец Ильгизар Хамидуллин.
До поездки в Риштан казанский подмастерье работал максимум с 200 граммами глины и создавал изделия не выше 20 сантиметров.
Мастер Алишер грохнул на гончарный круг огромный комок глины и сказал Ильгизару: «Действуй». Ученик справился.
Я жажду обучаться, и хочу, чтоб учитель так же жаждал обучать меня. Он уже за меня переживает. Говорит: «Я к тебе на „Абилимпикс“ приеду и буду за тебя болеть». Понимаю, что авансом сказано. Это налагает на меня ответственность. Охота выступить достойно, — волнуется Ильгизар.
На соревнованиях профмастерства среди людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в компетенции «Гончарное дело» в категории «специалист» Ильгизар Хамидуллин в 2021 году занял 2 место, а в 2022 году стал первым.
Занятое первое место открывает возможности для открытия собственного производства. Заветная мечта казанского профессионала — открыть собственную гончарную мастерскую.
Меня поддерживают Ольга Вячеславовна Кондратьева — староста группы, в которой я проходил обучение, мой первый учитель Снежана Рустемовна Хайруллина и Евгений Васильевич Иванов — гончар от Бога с острова Свияжск, поддерживают родственники и друзья. А я хочу приносить пользу людям, и чтобы мои изделия радовали.