Posted 31 октября 2022, 05:03
Published 31 октября 2022, 05:03
Modified 31 октября 2022, 05:03
Updated 31 октября 2022, 05:03
Впрочем, доцент института психологии и образования КФУ Рамиль Гарифуллин считает, что сравнивать эти периоды нельзя — сегодня сложилась другая ситуация.
«В 90-х годах проблема жизни и смерти не стояла так, как она стоит сейчас. Потому что сейчас есть большая вероятность, что близкий человек может оказаться в местах, где его не станет, где он погибнет. Причем погибнет он в буквальном смысле запланировано, в конкретные сроки. Это тоже вызывает депрессию», — объяснил он.
По словам Гарифуллина, не самые позитивные настроения российского общества в 90-е были связаны с трансформацией общества и экономическим положением людей.
«А здесь есть особенности, которые не связаны с экономикой. Дело в том, что в 90-е годы само преодоление было основанием жизнеутверждения, то есть оно было условием, которое позволяло людям развиваться, выживать и вообще, говорят, привело даже к некой активности. Там есть позитивные стороны, это развивающий компонент. А сейчас развивающие компоненты отсутствуют», — сказал он.
Прогнозировать, когда закончится депрессивный этап, Гарифуллин не стал. Он объяснил: в стране существует проблема смыслостроительства, люди не понимают, для чего это все. При том что среднестатистический обыватель, который думал, что происходящее его не коснется, прямо или опосредованно становится участником событий.
«Сейчас в России ответственность, к сожалению, перекладывается не только на власть, но и на народ, на регионы. Российский народ будет ощущать эту ответственность — и это тоже нагрузка. В какой-то степени мы будем адаптироваться к этому», — сказал он.